javplatform
  1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer
купить стабилизатор напряжения однофазный

Флоренский П.В., доктор геолого-минералогический наук, академик РАЕН, Международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры, профессор РУ нефти и газа им. И.М. Губкина, член Союза писателей России.

Москва – многонациональный мегаполис, как по числу жителей, так и по их этноконфессиональному разнообразию сравнима с целой страной. В последнее десятилетие в нее хлынули волны мигрантов в основном из стран Ближнего Зарубежья, в основном молодые люди. Это уже не те, кто некогда составлял «единую общность» - советский народ. Прежде всего, большинство новых мигрантов не говорят по-русски. Государственным языком в их странах стал язык титульной нации, русские школы закрылись, связи с Россией и русской культурой утратились. Даже если судить по чисто визуальным наблюдениям, мигранты уже живут в нашем городе семьями. Значит, их дети останутся в Москве надолго, значит, они пойдут в школу и, возможно, останутся тут навсегда, став гражданами России.

Проблем с мигрантами будет очень много. Они должны решаться прежде всего на законодательном уровне, регулироваться юридически как на федеральном, так и на местном уровне, иначе нас могут ожидать события, подобные тем, что были во Франции и Великобритании в последние годы. К сожалению, процесс законотворчества в области миграции отстает и порой противоречит жизни. Новые составы Федерального Собрания и Московской городской думы обязаны срочно и совместно приступить к выработке комплекса законодательных актов в этой области.

По поводу этнообразования, этнокомпонента в общеобразовательном комплексе столицы, да и всей России. Прежде всего, мне кажется непродуктивным и даже чреватым тяжелыми последствиями, а потому просто преступным развивать систему школ с заявленным этническим акцентом (этнические школы) за счет Москвы. Это значит сеять зубы дракона. В раннем возрасте дети, и это известно, не делят друг друга по этническому признаку, свою разность они понимают гораздо позже. Так и не надо навязывать им это деление, пусть они останутся друг для друга просто мальчиками и девочками, просто соседями, просто москвичами. На мой взгляд, этнокомпонент должен быть вынесен за скобки, как это сделано во многих странах Европы. Все дети должны учиться вместе по принятым образовательным стандартам. Они все москвичи. Сохранение элементов этнической идентификации, языка и культуры страны (народа) происхождения должно осуществляться силами посольств, диаспоры и землячеств, на их средства, их усилиями, не исключая помощи федеральных и местных властей. Так, в Москве при посольствах многих стран (Германии, Франции, США и других) и за счет соответствующего государства функционируют школы (лицеи, колледжи и пр.), куда принимают также и русских детей. Почему бы и посольствам новых государств пространства бывшего СССР не сделать также, если они в этом заинтересованы? Есть и такая форма, как воскресные школы, организованные посольствами с помощью диаспор (или представительств регионов России и землячеств), культурными этническими центрами, где дети изучают язык, культуру, приобщаются к традициям страны происхождения, общаются с представителями своей общины.

Я являюсь куратором кавказских студентов РУ нефти и газа уже в течение десятилетия. Наш Университет является головным в системе высшего образования по отработке методов подобного кураторства. Мы накопили огромный опыт путем проб и ошибок. Так, несколько лет назад было предложено создать в нашем Университете землячества по национальному признаку: дагестанское, чеченское, ингушское, казахское и т.д. К счастью, мы быстро поняли пагубность данной затеи. Не успели мы приступить к обсуждению ее, как тут же в учебных корпусах и университетском общежитии стали появляться представители различных этнических, исламских обществ с очень сомнительными программами, не говоря уже о попытках решать чисто бытовые проблемы, используя этнические аргументы («селите нас вместе, нас больше, поэтому дайте нам больше» и т.д.) С подобными ситуациями наша Отчизна уже сталкивалась в своей истории. Мне приходилось много работать в архивах. Так вот, в начале XX века (в 1901-1902 гг. и далее) высшую школу России потрясли студенческие беспорядки. Правительство России создало комиссии по расследованию причин беспорядков и выработало ряд предложений на их основе. Одним из них было запрещение в студенческой среде всех национальных землячеств. По каким причинам – понятно. В настоящее время в высшей школе России принята система кураторства представителей ВУЗа над студентами, представляющими ту или иную этническую общность. Как куратору наших студентов с Кавказа, мне приходится некоторые вопросы обсуждать и решать, например, с представительством Чеченской Республики и чеченского землячества в Москве. И, к счастью, пока достаточно успешно. Другое дело, что это требует от куратора определенной подготовки, знания менталитета, культурных особенностей народов, которых представляют студенты. Для этого наш Университет проводит семинары и консультации кураторов из ВУЗов России. Отмечу, что студентами высших учебных заведений становятся только люди, владеющие русским языком, для тех же, кто не владеет им в должной степени, организуют подготовительные курсы, где преподают русский язык специалисты направления «русский язык для иностранцев».

Подобную практику, точнее, подход могла бы принять на вооружение система общеобразовательной школы нашей страны. А если говорить об этническом компоненте, то он должен присутствовать прежде всего в педагогических учебных заведениях, на курсах повышения квалификации учителей. Ведь именно на них падает огромная ответственность за то, каким будет – мирным или конфликтным – будущее наших детей.