javplatform
  1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer
купить стабилизатор напряжения однофазный

20-21 марта состоялся 2-ой ежегодный Фестиваль инновационных образовательных технологий диагностики и развития базовых способностей учащихся, организованный нашим институтом.

   За этим событием стоит более чем двадцатилетняя работа, которую НИИ ИСРОО ведет по созданию принципиально новой педагогики, которую мы называем мыследеятельностной и которая нацелена на развитие базовых способностей – мышления, понимания, организации действия, коммуникации, воображения. За эти годы были разработаны и опробованы в учебном процессе технологии развития этих способностей и диагностики уровня их развития, новые формы организации учебного процесса и жизни школы. К настоящему времени в Москве и ряде других регионов России существуют уже десятки образовательных учреждений, которые в сотрудничестве с нашим институтом перестраивают учебный процесс и жизнь детско-взрослого коллектива на основе этих инновационных образовательных технологий.

   Фестиваль – это единое презентационное пространство для новой практики: работы со способностями. Он проводится в школе № 1314, которая создана нашим институтом, в которой преподают сотрудники НИИ ИСРОО и которая является по существу нашей лабораторией. Участие в Фестивале – добровольное, приглашаются все работники системы образования, заинтересованные в ее обновлении – учителя, педагоги дошкольного воспитания, методисты, педагоги-психологи, студенты и аспиранты, родители.

   Программа Фестиваля складывалась из лектория и практической части, которая в свою очередь включала:

• мастер-классы – для показа образцов работы с детьми разного возраста и на разном материале:

• тренинги, дававшие возможность апробации инновационных технологий на взрослых участниках Фестиваля;

• сценарные и диагностические мастерские, на которых учителя работали способностями под руководством опытных консультантов из нашего Института.

    Эта практическая часть программы была организована по семи студиям, посвященным развитию способностей понимания, теоретического мышления, моделирования, воображения, действия, а также формированию российской идентичности сознания и детско-взрослой образовательной общности.

   Посетителям Фестиваля была предоставлена возможность выбора тех мероприятий, которые им ближе и интересней.

   Девять лекций сотрудников института были посвящены обсуждению ситуации в российском образовании и рассказу об основных направлениях и результатах работы института. Лекции сопровождались обсуждением с учительской аудиторией.

   А вот как происходила практическая работа в студиях.

Студия «Развитие способности понимания».

   Ведущие студии: Ирина Геннадиевна Дятлова и Мария Юрьевна Гуревич

   Мария Юрьевна Гуревич, воспитатель дошкольной группы средней школы №661, на своем мастер-классе показала работу с пониманием у старших дошкольников на материале стихотворения Агнии Барто «Помощница». Основной целью занятия было формирование символического способа понимания и переносного смысла.

obshiitxt1

    Наталья Александровна Потехина, учитель начальных классов школы № 1269, показала фрагменты занятий по переходу от первичной смысловой версии к обобщённой версии на материале литературного чтения и окружающего мира.

Занятие Виктории Валерьевны Тюленевой, учителя начальных классов школы № 661 было посвящено освоению логической основы текста на материале разножанровых текстов, посвященных личности исторического деятеля, князя Андрея Боголюбского.

 

 

obshiitxt2

    Учителя средних и старших классов школ №№ 1532, 661,110, 1252, 1554 показали мастер-классы по формированию способов обогащения смысловой версии в коммуникации и освоение средств понимания для перехода от первичной смысловой версии к обобщённой.

    Кроме мастер-классов, в рамках студии были проведены тренинг по развитию способности понимания (его провели педагоги гимназии № 1554) и две мастерские. Темы мастерских: «Сценирование занятий по формированию способности понимания» и «Создание методик оценки уровня развития способности понимания у учащихся начальной школы». В них педагоги могли самостоятельно поупражняться в составлении собственного сценария занятия и освоить технологии диагностики учащихся.

    Так, на мастерской по диагностике был сделан краткий обзор способов понимания. Говорилось о способе понимания смысла текста, о понимании авторской позиции, о понимании переносного смысла пословиц, о выходе из ситуации непонимания и о восстановлении логики текста. С диагностической точки зрения важно оценить, на каком уровне развития способности находится ребенок – что он уже делает и чего ему не хватает, чтобы способ был освоен полностью. Поэтому в каждом способе были выделены уровни, за каждым из которых стоит определенный тип мыслительной работы, проделываемой ребенком в процессе понимания. Были расмотрены типичные ошибки, возникающие у детей в процессе понимания. Присутствующим было предложено выполнить диагностические задания для 1-го и 4-го класса. Затем они выполняли тренировочное задание, в котором нужно было проинтерпретировать версии детей и отнести их к тому или иному уровню.

Студия «Развитие теоретического мышления».

    Рассказывает ведущий студии Эльвира Сергеевна Акопова:

    За два дня Фестиваля мы познакомили педагогов с разными аспектами формирования теоретического мышления.

    Одной из важнейших составляющих мышления является идеализация. Порождение идеализаций связано с переходом от имеющихся идеализаций к новым, что требует специально организованной ситуации несрабатывания имеющихся средств. Работу в этом направлении представила воспитатель ДОУ №1397 Надежда Юрьевна Князева (Открытие идеи пересечения. Пересекающиеся и непересекающиеся множества). После занятий состоялось интересное обсуждение возрастных возможностей ребенка-дошкольника выйти на новую идеализацию, устройства дидактической единицы, работающей в данного типа занятиях. Очень важно контролировать переход ребенка к новой идеализации, то есть его выход в мыслительный план. Достаточно часто дети решают практическую задачу, не фиксируя смену мыслительного средства.

    Другой аспект был представлен технологией формирования коммуникативно-мыслительного способа: различения. Речь идет о способности ребенка выделить противоположные точки зрения по поводу одного и того же предмета коммуникации, восстановить способы получения спорящих друг с другом и даже взаимоисключающих суждений, достроить свое видение объекта и выделить в нем разные предметы мысли, задаваемые коммуникативными точками зрения, разрешить спор. Эта важная для содержательной коммуникации и для мышления способность начинает формироваться еще в дошкольном возрасте. Свою работу с дошкольниками в этом направлении показал Оксана Васильевна Глухова (Различение количества, внешнего вида и реальной стоимости денег). Занятие для школьников в этой технологии провела Надежда Михайловна Пестрякова, педагог школы №661 – «Школы здоровья» (Применение технологии различительной работы при разрешении коммуникативных конфликтных ситуаций «Мальвина и Буратино»). После занятий участники мастер-классов обсудили специфику работы педагога на дошкольной ступени и в начальной школе, степень самостоятельности детей разного возраста в построении различений и разрешении конфликтных ситуаций.

    Фрагменты построения понятия были представлены на двух мастер-классах. Занятие с второклассниками провела Людмила Николаевна Павловская, учитель начальных классов школы №661 (Построение понятия корень слова: фрагмент различительной работы и моделирования). Дети пробовали осознать основания разделения групп слов на однокоренные и неоднокоренные, отличить их от синонимов и формы слова. С удивлением обнаружили такой факт, что «общая часть» слов понимается разными людьми не одинаково и вовсе не является таким важным основанием для определения однокоренных слов. Знакомая формулировка о близком значении однокоренных слов также не может быть принята в качестве основания их объединения; напротив, однокоренные слова имеют очень разное значение, иногда противоположное. Не меньшее удивление у детей вызвала работа с понятием части речи в 3-м классе, проведенная учителем начальных классов школы №597 Татьяны Викторовны Ботневой (Построение понятия части речи). Учитель не только не сообщал детям, как надо определять части речи, как это делать правильно, а напротив, всячески оспаривал предлагаемые учащимися способы. Действительно, надо задавать вопросы к слову, но почему вопросы «Кто? Что?», «Что делать? Что сделать?» правильные, а вопросы «Как тебя зовут?» или «Зачем ты это делаешь?» не правильные? Как отличить правильные вопросы от неправильных? Возможно, правильно смотреть на значение слов: одни слова обозначают предметы, другие действия. Но к какой части речи отнести слова «празднование», «бе»г, ведь обозначают они вовсе не предметы, а как раз действия. Работа по построению понятий в этих классах началась, продолжать ее будут учителя принимавшей нас школы. Педагоги, проводившие мастер-классы, готовы поделиться сценариями занятий, курсов, оказать консультативную помощь.

    Методист ОМЦ СЗОУО М.Н. Бреева рассказала о планах окружного методического центра по разработке программы по математике для дошкольников, обеспечивающей достижение метапредметного результата – формирование способности различения. Данная работа будет проводиться совместно с дошкольными учреждениями, работающими в инновационной сети.

   На тренинге «Построение понятия» участники (педагоги, аспиранты, педагоги-психологи) попробовали себя в новой роли – они строили понятие «Части речи», тем более начало этой работе положили третьеклассники на мастер-классе, и взрослым было на что опираться. Конечно же у взрослых людей, тем более педагогов намного больше возможностей в построении понятий. Они знают правильные, не упрощенные для начальной школы определения, но при столкновении с «новым языком», устроенным по другим принципам, определение почему-то не работает. Работа с построением понятия не завершена (времени на тренинг было выделено мало, учитывая масштаб работы) и будет продолжаться в формате встреч творческой группы.

   На мастерской по диагностике уровня владения понятиями гости познакомились с методиками «Корень слова», «Площадь геометрической фигуры», «Перемещение», попробовали свои силы и определили свой уровень владения данными понятиями. Были представлены основная схема диагностики, различие диагностик в формате мониторинга и диагностического исследования, структура диагностического задания, основания оценки выполнения заданий детьми. Гостей мастерской познакомили с основаниями выделения в процессе диагностики групп учащихся, требующих разной педагогической работы: уровень доалгоритмический, уровень владения алгоритмами (допонятийный), уровень эмпирического понятия, уровень теоретического понятия. Участники работы пробовали предположить, какого рода ответы будут давать дети, относящиеся к разным уровням владения понятиями.

    В заключение можно отметить, что на фестивале было интересно и тем, кто знакомится с данными технологиями впервые, и тем, кто уже имеет сертификат, удостоверяющий освоенный уровень педагогического мастерства. Хотелось бы увеличить время проведения фестиваля, так как много интересных вопросов ждут обсуждения, и не все желающие показать свое мастерство педагоги смогли это сделать.

Студия «Развитие способности моделирования».

    Ведущий: Светлана Александровна Шлыкова

    Участники посмотрели занятия по развитию способности моделирования на уроках физики и математики: урок в 7-м классе проводила Н.И.Хильченко, учитель физики гимназии №1576; были показаны видеозаписи урока в 8-м классе, проводимого И.Е. Карелиной,    учителем математики центра образования № 345, и урока для десятиклассников Г.Ф. Львовской, учителя физики гимназии № 1576.

    На тренинге у педагогов была возможность побывать в роли учеников и поучаствовать в занятии по развитию способности моделирования на материале одной из диагностических методик. Тренинг проводила И.Е.Карелина, учитель математики ЦО №345.

    Педагогам были продемонстрированы диагностические методики, которые вызвали большой интерес со стороны не только учителей, но и методиста по физике. Знакомство педагогов с диагностическими материалами и принципами построения диагностических методик проводила Т.А.Кучина, учитель физики школы №1269.

    На мастерской педагоги знакомились с принципами построения занятия, направленного на развитие способности моделирование. Мастерскую проводила С. А. Шлыкова (сотрудник НИИ ИСРОО, учитель математики школы № 1314).

Студия «Развитие способности вображения».

    Ведущий: Алена Александровна Потрахова

    Были проведены три мастер-класса по развитию этой способности у школьников 1-го, 2-го и 3-го классов, тренинг и мастерская по диагностике развития воображения.

    По впечатлению ведущей студии, А.А.Потраховой: «Мастер-классы прошли удачно. Ребята реагировали живо, те, кто показывал смог поработать на незнакомых детях, получить новый опыт. Мастер-классы собрали больше участников, чем мастерские и тренинги. Одна из причин малочисленности – то, что школы не отпускают учителей на такие мероприятия».

Студия «Развитие способности Действия».

   Ведущий, Алиса Викторовна Жилинская, рассказывает:

   В первый день Фестиваля учитель первого класса школы № 1314 Ю.Ю.Максимова провела занятие, на котором она обучала первоклассников работать согласованно в условиях ограниченного времени, выделяя последовательность совершаемых работ, группируя работы на те, которые могут выполняться параллельно, и те, которые должны совершаться строго последовательно. За 20 минут каждая из четырёх групп первоклассников (по 6 человек в каждой) изготовила на ватмане аппликацию "Приход весны". Зрители восхитились тем, насколько быстро и слаженно работали первоклассники.

   Участники разработческой группы по способности действия (Н.Б.Семёнова, О.С.Бойко, А.В.Жилинская) провели занятие в четвертом классе, на котором учили детей приступать к выполнению коллективной работы, предварительно распределив обязанности, а также распределять обязанности с учетом пожеланий и возможностей участников. Четвероклассники учились этому, изготавливая эскиз афиши к спектаклю, который они покажут в апреле.

   Два мастер-класса (их проводили учителя школы № 359 Н.И.Шпиляк и О.В.Абахина) были посвящены вопросу, каким образом перевод способов работы в алгоритмы (при преподавании математики в школах восьмого вида) позволяет учителю обнаружить и преодолеть трудность каждого учащегося.

   На следующий день учитель 2-го класса провела занятие, на котором демонстрировала передачу учащимся способа, позволяющего удержать параметры-требования, предъявляемые к продукту. Способ заключался в том, чтобы из текста выделить параметры и с точки зрения каждого из заданных параметров оценить каждый из данных объектов. Обучение способу проводилось на уроке по "Окружающему миру", детям предлагалось представить себя путешественниками по космосу и по ряду параметров из семи карт выбрать карту своей родной планеты Земля.

   На мастерской по постановке целей (А.В.Жилинская) собрались люди, желающие научиться ставить цели и понять, как этому можно учить в школе, в вузе. Были осуществлены три попытки постановки целей, с использованием разных способов: определить настоящее состояние, выявить тенденцию естественного изменения (к чему всё придёт, если человек ничего не предпримет), построение отношения к результату изменения, построение представления об идеальном состоянии (что человек хотел бы, чтобы было), поиск того, что ставящий цели человек может сделать, чтобы идеальное состояние было достигнуто. В процессе трёх попыток постановки целей участники составили представление о том, чем цель отличается от прожекта, мечты, пожелания и др.

Студия «Формирование Российской идентичности сознания».

   Ведущий студии: Андрей Александрович Андрюшков

   Студия формирования Российской идентичности состояла из двух мастер-классов – занятий, направленных на работу с мировоззрением и самоопределением учащихся 10-11 классов, и мастерской, посвященной способу мониторинга российской идентичности посредством анкетирования учащихся.

   На занятии, посвященном самоопределению детей в современной политической ситуации (А.А.Андрюшков), разбирался сюжет событий, происшедших на Манежной площади в Москве в декабре 2010 г. С помощью технологии метапредмета «Проблема» педагог на уроке разыграл столкновение реальных позиций. Обсуждение было построено таким образом, чтобы вызвать личное отношение ребят к этим событиям за счет переведения ситуации из просто коммунального конфликта сил, интересов и мнений в постановку ими стоящей за событием объективной проблемы (проблема неконтролируемой миграции, коррупции в правоохранительных органах). В целом занятие прошло хорошо, удалось достичь высокой степени включенности детей, было видно, что тема действительно важна для их самоосознания в современном пространстве страны, а используемая технология позволила не только построить в классе обсуждение, но и вызвать проблемное мышление, создать на уроке ситуацию личного самоопределения.

   Другое занятие (Л.А.Титарова, М.Я.Колдаев), также построенное на технологии метапредмета «Проблема», было посвящено теме самоопределения русской эмиграции во время Второй Мировой войны. При разборе текстов русских эмигрантов, расценивающих действия Германии в отношении России по-разному – как захватнические или освободительные, ученики вышли на проблему понимания Родины и ее связи с территорией и народом.

   Мастерская была посвящена технологии мониторинга российской идентичности при помощи анкетирования учащихся средней и старшей школы (Д.А.Либерман). Педагоги познакомились с анкетой и со способом интерпретации результатов. Некоторые из присутствовавших педагогов заинтересовались проведением такого анкетирования в своих классах.

Студия «Детско-взрослая образовательная общность».

   Ведущий студии: Елена Юрьевна Иванова

   Работа в рамках этой студии включала в себя лекцию Е.Ю.Ивановой «Взаимопонимание в детско-взрослой образовательной общности» и проведенный ею же тренинг «Установление понимания между педагогами и родителями», зав. лабораторией НИИ ИСРОО. На лекции было рассказано о различных уровнях школ с точки зрения формирования детско-взрослой образовательной общности и для каждого уровня описывались технологии установления взаимопонимания между педагогами, учащимися и родителями.

   На тренинге проводилась работа по установлению взаимопонимания с родителями разного типа, направленная на решение конфликтов. Педагогам описывалась ситуация и давалось задание её разыграть и выйти, с помощью установления взаимопонимания, из конфликта. В случае затруднения педагогам передавались средства, за счёт которых возможен положительный выход из сложившейся ситуации. Обсуждались также разные формы участия родителей детско-взрослых образовательных общностях разного типа.