Наша позиция
Наши проекты
Наши издания
Библиотека
Видеотека
Требования к участникам конкурса «Учитель года - 2012» в номинациях модулей проекта «Строим Школу будущего»
Общие требования к участникам конкурса:
Конкурсант должен:
- разрабатывать сценарий ситуации учения-обучения по освоению фрагмента содержания образования;
- обеспечивать условия для самостоятельной постановки учащимися задачи или включения в проблему;
- организовывать коммуникацию в учебной ситуации;
- работать с пониманием детей в ситуации затруднений;
- ситуативно менять сценарий занятия в связи с возникшей необходимостью;
- осуществлять рефлексию деятельности
Специальные требования в соответствии с концептуальными идеями модулей проекта
При подаче заявки для участия в конкурсе необходимо указать один или несколько модулей, на работу в которых ориентирован педагог.
Модуль | Требования к педагогическому профессионализму | |
1 | Содержание образования | 1. Выделять содержание образования, которое осваивается учащимися: в предмете, в деятельности, в мыследеятельности. 2. Выделять единицы содержания. Демонстрировать, как связаны осваиваемые средства мышления и деятельности (способы) с предметным материалом. 3. Создавать и реализовывать сценарии на освоение выделенного содержания. 4. При проведении занятия демонстрировать способность к импровизации в рамках сценария (нестандартные ответы учащихся, непрогнозируемые ситуации на занятии и т.п.). 5. Проводить рефлексивный анализ сценирования и реализации занятия с точки зрения нового содержания образования. |
2 | Эпистемотека | 1. Уметь работать с Интернет-порталом «Эпистемотека». 2. Иметь представление об основных проблемных точках и открытых вопросах в соответствующей учебному предмету научной области знания 3. Выстраивать образовательный модуль, складывая дидактическую и методическую схемы модуля. 4. Уметь сценировать цельные фрагменты дискуссии. 5. Владеть эпистемическими технологиями – способами работы со знанием (выделять наборы различений, типы идеализаций и понятий, культурные позиции, на которых выстроено мыслительное движение ребенка, осуществлять проблематизацию, нацеленную на развитие знания, работать со схемами). 6. Организовывать работу учащихся и работу экспертов на портале «Эпистемотека». |
3 | Уклад. Общность. Здоровая среда | 1.Выводить ребенка в активную позицию к проблематике здоровья на основе современных образовательных технологий (исследования, проектирования, дискуссионных форм). 2. Организовывать практику реального участия учащихся и других субъектов образовательного процесса в создании среды здоровьесбережения школы на основе проектирования. 3. Организовывать предупреждение школьной перегрузки: - умение развить собственную учебную мотивацию учащихся, увлечь предметом, уроком (знание и применение соответствующих технологий, методов); - применение на уроках оздоровительных и разгрузочных методик (для зрения, моторики, внимания и т.д., чередование видов деятельности на уроке, слежение за осанкой и т.д.) 4. Выводить ребенка в учебное отношение к культурным и социальным образцам. 5. Проектировать и организовывать детско-взрослые формы деятельности. 6. Проектировать и организовывать детско-взрослые формы жизнедеятельности, влияющие на формирование системы ценностей ребенка. 7. Выстраивать работу по формированию специального уклада школы, а также включение детей в развитие социальной среды вне школы. 8. Педагог не должен являться носителем опасных для здоровья привычек и зависимостей (курение, алкоголь и пр.) |
4 | Развитие базовых способностей дошкольников и школьников | 1.Целеноправленно фиксировать способ, на освоение которого выстраивается занятие. 2. Применять педагогическую диагностику уровня освоения культурного способа учащимися. 3.Ставить педагогические задачи на освоение детьми того или иного культурного способа в соответствии с возрастом и уровнем детей. 4. Владеть уровнями выстраивания педагогического замысла: планирование занятия, конструирование или сценирование. 5. Различать работу, направленную на развитие мышления и понимания учащихся и работу, направленную на передачу информации. 6. Осознанно применять формы коллективной работы учащихся, направляя их на развитие мыслительных и коммуникативных способностей. |
5 | Воспитание и мировоззрение
| 1. Использовать современные образовательные технологии деятельностного плана, позволяющие вывести ребенка в активную позицию и предполагающих формирование способности к самостоятельному действию (проектирование, пр.) 2. Использовать проблемные формы с целью формирования мировоззрения ребенка, его социальной и социокультурной идентичности.
|
6. | Русский язык. Искусство | 1. Формирование языковых, лингвистических, речевых, творческих способностей и способностей понимания текста, опора на культурно-ценностные образцы и на русский язык как основу формирования идентичности.
|
7. | Информатизация | 1. Целесообразность использования технических средств при освоении данного фрагмента содержания образования. 2. Демонстрируемый уровень владения техническим средством/программным обеспечением Средства общего употребления (пример: пакет программ Microsoft Word) Средства специального назначения (пример: Живая Физика) Профессиональные средства 3. Влияние технического средства/программного обеспечения на процессы мышления, коммуникации, деятельности учащихся. |
8. | Прорывные детско-взрослые разработки: проектирование, исследование, конструирование. | I. Замысел I-1 В сценарии предусматривается освоение элементов деятельности: исследовательской, проектной, конструкторской, эпистемической разведки и др. I-2 Определение недостающих для работы учащихся областей знания, построение способов их освоения учащимися
I-3 Насколько занятие позволяет выйти к пониманию физического принципа, разработке технического решения, проектированию деятельности II. Реализация II-1 Обеспечение условий для включения учащихся в деятельность (за каждый пункт баллы плюсуются) II-2 Работа с версиями, гипотезами и предложениями детей II-3 Работа с пониманием детей в ситуации затруднения II-4 Организация коммуникации между учащимися на занятии II-5 Ситуативная смена сценария занятия при необходимости II-6 Отсутствие подмены целей и задач, возникающих у учащихся, собственными целями и задачами. III. Рефлексия III-1 Наличие понимания социокультурной проблемы, на решение которой в перспективе может быть направлена данная разработка: III-2 Понимание места и роли занятия в курсе обучения проектированию: III-3 Понимание устройства и нормы осуществления выбранного типа деятельности (исследования, проектирования, конструирования) (+1 балл за наличие каждого из пунктов) III-4 Различение содержания и материала III-5 Понимание учителем способов диагностики освоенности передаваемого содержания III-6 Наличие изменений в собственной педагогической практике |
9 | Новый педагогический профессионализм.
| 1.Обеспечивать условия для самостоятельной постановки учащимися задачи или включения в проблему; 2.Организовывать коммуникацию в учебной ситуации, обеспечивающую процессы понимания и мышления учащихся; 3.Работать с реально возникающим пониманием детей в ситуации затруднений, организовывать рефлексию учащихся 4.Ситуативно менять сценарий занятия в связи с возникшей необходимостью 5. Уметь выделять в осуществленной деятельности дидактический, методический и антропологический/психологический аспекты |
10. | Управление развитием образования |
|
11. | Молодой учитель "Школы будущего" | Замысел занятия 1. Понимание, чему хочет научить (содержания обучения) 2. Понимание как именно нужно учить (метода, технологии обучения) Реализация занятия (урока) 1. Способность действовать в меняющейся ситуации урока 2. Способность включения учащихся в постановку учебной задачи 3. Работа с пониманием учащихся 4. Организация коммуникации между учащимися, с учащимися 5. Выход в открытую ситуацию, работа с версиями учащихся 6. Уместность использования технических средств обучения (если используются) Рефлексия 1. Умение сопоставить замысел урока и реализацию, зафиксировать причину расхождения. 2. Умение анализировать – что получилось на уроке, за счёт чего(каких средств)? 3. Умение анализировать – что не получилось, причины. 4. Выводы |