javplatform
  1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer
купить стабилизатор напряжения однофазный

2.8.

Назад | Оглавление | Вперед


Новый педагогический профессионализм – «размыкание» в другие сферы деятельности. Новые формы квалификации и оплаты педагогического труда

Учитель – одна из самых консервативных профессий. Учителя любят читать нотации, ни в чём не сомневаются, часто не слушают других. В чём должен состоять новый профессионализм учителя и как его формировать?

Появление педагога – равноправного автора развивающих программ для отдельного ребенка и группы детей – предполагает включение его в профессиональную команду, состоящую из дидактов, антропологов, представителей фундаментальной науки, инженерно-конструкторских групп, искусства. Основное назначение педагога состоит в понимании того, какие культурные образцы должны быть взяты для освоения ребенком, чтобы обеспечить ему необходимый, востребованный и согласованный с родителями уровень развития способностей.

Работа в многопозиционной команде предполагает, что учитель выходит в своем профессиональном развитии за рамки одной освоенной дисциплины и за узкие рамки ведомственной организации. Это значит, что, во-первых, профессионализм наращивается в ходе освоения содержания и технологий работы с метапредметами и – как проявление высшего мастерства – дорастает до возможности педагога самостоятельно разрабатывать необходимый метапредмет в тесном взаимодействии с другими профессионалами. Во-вторых, он должен уметь выстроить контакты и практику применения получаемых вместе с учащимися знаний в широкой области человеческой деятельности (детско-взрослые проекты, исследования).

Для достижения требуемого уровня педагогического профессионализма необходим новый, принципиально иной подход к организации и осуществлению профессионального педагогического образования. В его основу должны быть положены глубокие психолого-философско-методологические представления о человеке, его мышлении, деятельности, сознании. На этой базе должны осваиваться существующие метапредметы и фундаментальные знания из предметных действительностей с пониманием их границ, очерчиваемых в ведущихся исследованиях. Педагогическая практика должна осуществляться на лучших экспериментальных площадках с включением в ведущиеся на них разработки, а основным результатом педагогической практики должно стать умение сценировать учебные ситуации. Навыки исследовательской и проектной деятельности студенты педвузов могут получать не только в стенах своего вуза, но и в различных научных группах и коллективах, занимающихся перспективными, прорывными разработками.

Уровень квалификации выпускника вуза может быть оценен, в том числе, на имеющихся экспериментальных площадках и в ресурсных центрах с участием заказчика, то есть будущего работодателя, и стать приложением к диплому с описанием реально демонстрируемых молодым человеком компетентностей.

Система повышения квалификации претерпевает значительные изменения и приобретает максимально деятельностную основу с упором на рефлексию, предъявление и анализ образцов деятельности, групповое и индивидуальное сценирование учебных занятий, разработку с участием консультантов курсов под заказ школы или родителей, под собственный замысел. Режим он-лайн трансляций и полипрофессиональный разбор осуществленного процесса с позиций дидакта, антрополога развития, методиста, эпистемотехника, коллег из разных уровней и ступеней образования становятся необходимой и востребованной средой для непрерывного развития педагогического профессионализма. Записи лучших и уникальных занятий, модулей и курсов являются общедоступными, и с ними организуется специальная работа.

Педагогика будущего – это не трансляция готового знания, оформленного в виде текста для запоминания, а организация личностного роста и развития способностей – вплоть до стажировок и приобретения квалификации в других профессиях.

Для того, чтобы педагог освоил новые для него типы знаний, должны быть предусмотрены средства и механизмы оплаты, а также способы предъявления освоенных компетентностей.

Оплата труда должна производиться:

  • за сумму передаваемых знаний (предметный минимум);
  • за рост уровня компетенций и способностей учеников;
  • за сопровождение личных образовательных программ (тьюторство, коучинг);
  • за ведение новых форм (метапредметы, игры, ДВНОП, проекты).

Первое основание для оценки и оплаты труда учителя – то, с какими ситуациями он вообще готов работать. Понимание ситуации в данном случае предполагает выделение и фиксацию таких фрагментов в деятельности педагога, где он видит и ставит педагогическую задачу, готов работать при отсутствии готового решения и понимает тот социокультурный контекст, в котором ему предстоит действовать. Возможности применять средства педагогической деятельности могут демонстрироваться и оцениваться в специально организованных процедурах. При этом те элементы, которые учитель должен продемонстрировать, известны, есть образцы, описание и нормативы оценивания. Таким образом, можно оценить, на что способен педагог «в пределе» и зафиксировать как его квалификацию, так и область возможного применения. Это КЛАССНОСТЬ, получаемая в результате экспериментальной и инновационной деятельности.

Базовый педагогический процесс, осуществляемый учителем, может по-прежнему фиксироваться в часах с традиционным начислением заработной платы по сумме их отработки. Второй пласт педагогической деятельности, связанный с осмысленным включением педагога в инновационную деятельность по решению реальной социокультурной проблемы, и, следовательно, с разработкой ранее отсутствовавших образцов практики, должен оплачиваться отдельно.

Признавая острую необходимость в распространении лучших образцов, техник работы учителей в другие коллективы, учреждения, следует считать такого рода деятельность отличной от первых двух процессов, организуемых педагогом, и ее также нужно оплачивать отдельно.

Третья часть связана с разработкой и сопровождением личностно проектируемых индивидуальных образовательных программ учащихся.

Таким образом, мы выделяем три части в структуре заработной платы педагога: базовую, экспериментально-инновационную и тьюторско-наставническую (консультативно-стажировочную). При признании социокультурной значимости задач и проблем, по отношению к которым педагогом создается новая практика работы, размер оплаты за вторую и третью части может приравниваться к размеру оплаты за базовый процесс и даже превышать его.

 

Назад | Оглавление | Вперед