javplatform
  1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer
купить стабилизатор напряжения однофазный

3.1.

Назад | Оглавление | Вперед


Международный опыт – зоны сопоставления, международное сотрудничество

Международное сотрудничество стоит денег, которых всегда не хватает. Нужно ли Москве международное сотрудничество в сфере образования, или нечего тратить деньги на загранкомандировки?

Очень важно сопоставлять обучение в московских инновационных школах со школами Демократической республики Корея, в которых учат творчеству, с учреждениями Наньшаня и Юго-Восточного Китая, где развивают понимание, с результатами персонального образования в корпоративном университете Мацусита в Японии, с достигаемыми образовательными результатами в Южной ассоциации независимых школ США, с результатами реализации видеостандарта обучения в Техасе, с результатами процесса демократизации школьного образования и организации межконфессионального и межэтнического диалога в городе образования Иерусалиме. Безусловно, конкретизация ряда параметров стратегии потребует обращения к опыту и других мировых образовательных систем.

Так, сегодня практически нет исследований, показывающих, что происходит со знаниями в настоящий период, какие знания необходимы в первую очередь и как они будут развиваться в дальнейшем; какие циклы жизни проходят разные типы знания, чем это обусловлено; какова скорость инноваций в разных областях практики; какие знания будут лидирующими; каковы те новые синтетические формы знания, которые определяют прорывные направления дальнейшего научного и социокультурного развития; каковы формы и механизмы эпистемических «перебросов» из одной области практики в другую; какие знания необходимо в первую очередь транслировать молодым поколениям; в каких формах осуществлять данную трансляцию знания и т.д. В России нет ни государственного, ни какого-либо другого заказа на проведение такого рода исследований.

В докладе «Управление знаниями и учащееся общество» (Knowledge management in the learning society), подготовленном в 2000 году по заказу МВФ парижским Центром образовательных исследований и инноваций, зафиксировано невероятное отставание сферы образования (в разных странах) от других сфер практики. Было выявлено, что сфера образования является самым консервативным звеном в плане обновления знаний. То же относится и к российскому образованию. Для реального изменения к 2030 году сложившейся сегодня ситуации необходимо уже сейчас проектирование и создание в Москве международной площадки сопоставления процессов обновления знаний в разных сферах практики в разных странах, в том числе – отдельного сектора или даже самостоятельной международной площадки сопоставления скорости обновления знаний в разных национальных образовательных системах. Такие площадки должны работать постоянно и носить не только научно-исследовательский, не только прогностический, но также сценирующе-демонстрационный характер. В их создании должны принимать участие ведущие НИИ и промышленные предприятия Москвы. Посещая их, молодежь должна видеть, как и за счет чего осуществляется обновление знаний в разных областях, в чем оно состоит, почему это способствует формированию новых перспективных профессий и стратегических типов занятости.

Важно понимать и постоянно отслеживать стратегические устремления различных стран мира в отношении развития систем образования и других гуманитарных практик воспитания человека. Нужно сделать регулярными международные контакты и встречи, посвященные важнейшим общемировым проблемам образования, варианты решения которых Россия может предложить на основе ведущихся исследований и проектов. К ним относятся подходы к конструированию содержания образования, оцениванию образовательной успешности, перспективных форм педагогического труда, способов обновления знаний в образовании, развития способностей (например, способности понимания) и других.

Международное сотрудничество нельзя рассматривать исключительно с точки зрения заимствования отдельных, даже достаточно эффективных, на первый взгляд, технологий, форм организации образовательного процесса, других элементов, вырывая их из общей системы. На первый план должна выйти аналитика и сопоставление на уровне решаемых проблем, задач, формируемых стратегий, закладываемого антропологического проекта и отсроченных результатов внедрения в национальную и международную практики

Настоящая Стратегия нацелена на превращение Москвы в мировой город образования. Это предполагает одновременное осуществление трех позиций: 1) ряд образовательных практик существует только в Москве; 2) по ряду параметров и достижений Москва опережает другие образовательные города мира и, наконец, 3) в Москве представлены, собраны и воспроизводятся образцы лучших выдающихся образовательных практик мира.

Одной из важнейших, но до сих пор недооцененных задач образования является использование такого ресурса, как мировое русскоязычное пространство, для утверждения передовых позиций всего русского: культуры, искусства, науки и в первую очередь образования – в сознании как самих носителей этого языка, так и гораздо более широкого круга потенциальных зарубежных партнеров.

Этому способствуют и актуальный момент мирового экономического кризиса, который по своей сути гораздо шире, чем финансовый или экономический, он затрагивает цивилизационные основания значительной части современного мира.

В целом наступил момент, когда очевидна возможность не только декларирования, но и эффективного продвижения российских альтернатив экономическим, политическим и социокультурным постулатам, в которых нашей стране отводится в последнее время место второстепенной во всех отношениях державы, не способной отвечать вызовам времени и генерировать нечто современное, передовое, позитивное, в том числе в сфере образования.

Московское образование может выступить с предложениями принципиально новых лидерских возможностей и подходов, обращенных, прежде всего, к посткризисному мировому будущему.

В качестве ближайших направлений международного сотрудничества можно назвать следующие: сопоставление и взаимообогащение национальных стратегий развития образования (Россия, Китай, Бразилия, Индия), сетевые формы организации развития образования, видеостандарты (Россия, США), сопоставительные исследования в области оценивания образовательных результатов (Россия, Япония), обучение одаренных детей (Россия, Южная Корея), мыследеятельностная педагогика (Россия, Германия, Украина, Белоруссия, Латвия). Для каждого из этих направлений в московском и российском образовании существуют научно-теоретические разработки и партнерские отношения на уровне школ, детских садов, институтов, сетей.

 

Назад | Оглавление | Вперед