javplatform
  1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer
купить стабилизатор напряжения однофазный

ОТЧЕТ по ТЕХНИЧЕСКОМУ ЗАДАНИЮ

на выполнение научно-исследовательских работ (НИР) по теме:

 

Разработка научно-методического обеспечения внедрения модели здоровой и дружественной школы, моделей адекватного образовательного уклада для разных контингентов учащихся, организации проектной деятельности в урочном, внеурочном пространстве.

5.1.1. Разработка методического описания Модели здоровой и дружественной школы.

5.1.2. Разработка формата и инструментария социального  мониторинга школьной  среды здоровьесбережения  в рамках модели здоровой и дружественной школы.

 

 

            Актуальность представленной в отчете работы связана с поиском подходов к решению проблемы ухудшающегося состояния здоровья школьников. 

В практике образования распространен фрагментарный подход к развитию здоровьебережения в школе, информационный - к профилактике факторов риска; в работе со здоровьем в школе превалируют медицинские технологии, реализуемые отдельно от основного образовательного процесса; в деятельность по здоровьесбережению в школе недостаточно включены сами учащихся, выступающие только в качестве объекта оздоровительной работы, а также педагоги и родители.

Новизна данной практико-ориентированной научной разработки состоит в учете влияния на здоровье учащихся средовых факторов, связанных со сложившимся укладом образовательного учреждения, посредством адекватного включения в систему работы со здоровьем не только медицинских, но и социальных методов, а также специфических образовательных технологий работы со здоровьем учащихся с учетом субъектной позиции ребенка.

Развиваемый подход ориентирован на управляемое развитие среды. Предмет исследования - разработка средств развития уклада школы, обеспечивающего здоровьесбережение, на основе применения социальных диагностических процедур и  активного самоопределения учащихся и других участников образовательного процесса по отношению к вопросам здоровья. Подход основывается на понимании здоровья  школьника как ресурса достижения ребенком целей развития, обусловленного воздействием сознательно принимаемой учащимся и воспитывающими взрослыми  индивидуально-личностной позиции, а также и внешними параметрами школьной среды, задающими качество жизни и привычки здорового образа жизни. Акцент в работе со здоровьем делается на образовательное содержание с учетом субъектной позиции ребенка.

            Предметом работы со здоровьем в школе должно стать формирование уклада здоровой и дружественной школы посредством его совместного проектирования участниками образовательного процесса на основании данных объективных исследований, с учетом всех позиций, средовых влияний и при активном образовательном  включении учащихся в создание здоровьесберегающей среды школы и развитие собственного здоровья, что обеспечит формирование у детей ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни. В работе описана модель здоровой и дружественной школы, разработан социомониторинг - особый тип исследования на базе риск-анализа, позволяющий учитывать не артикулируемые и не проявленные тенденции, отношения. Социомониторинг является социотехническим средством объективирования ситуации, согласования видения участниками образовательного процесса  проблем и их совместного решения, средством развития уклада здоровой и дружественной школы.

Модель здоровой и дружественной школы

 

Модель основывается на понимании здоровья как комплексного предмета, включающего в себя и естественные физиологические процессы организма, и психологические состояния, и характеристики социокультурной среды, форм общения и взаимодействия, создающие адаптационный резерв организма, который может быть мобилизован для реализации задач развития ребенка.

Соответственно, «здоровая и дружественная» ребенку школа понимается как школа, обеспечивающая учащимся актуализацию ресурсных возможностей организма и личности в целях развития посредством организации соответствующей образовательной и жизнедеятельностной среды.

Принцип «дружественности» предполагает:

  • экологичность и психологическую безопасность всех видов образовательных взаимодействий для ребенка, учет его позиции и интересов;
  • преодоление отчужденности етей и родителей от организации образовательного процесса, вовлечение всех контингентов в проектирование среды школы;
  • включение школьного сообщества в контекст общественных отношений, взаимодействие с ведомствами, организациями и властными структурами по вопросам здоровьесбережения детей, социальное партнерство.

Модель здоровой и дружественной школы строится на основании средового подхода. Соответственно, она включает в себя:

а) социальные технологии создания среды по заданным параметрам;

б) социальный мониторинг состояния среды;

в) технологии объективизации состояния школьной среды и здоровья детей;

г) образовательные технологии, направленные на формирование способности самоопределения, активного отношения детей к проблематике образа жизни.

Проблема здоровья детей в школе должна иметь не решение «вообще и в принципе», а предельно конкретное решение, с опорой на необходимые организационные, структурные и содержательные изменения образовательного процесса, системы жизнедеятельности, сложившегося уклада.

Основные задачи и направления изменения уклада школы в области здоровьесбережения

1. Развитие новых образовательных технологий (исследования, проектирования дискуссионных форм, проблемных обсуждений, и т.п.), направленных на формирование активного отношения детей к проблематике здоровья, факторов риска, позволяющих ребенку на основе самоопределения выработать собственную позицию, принять ответственность за собственное здоровье, выработать устойчивый мировоззренческий вектор

2. Разработка  способов встраивания в учебный процесс  здоровьесберегающих  технологий:

а) образовательных технологий - повышающих мотивацию к образовательной деятельности, способы учебной самоорганизации (за счет чего снимается проблема загрузки как «загруженности» не имеющими для учащихся личностного значения массивами знаний). Школа нуждается в создании банка вариативных моделей подобного типа технологий, соответствующих различным образовательным ступеням (индивидуальные программы, игровые формы обучения, проектные методы, пр.);

б) медико-физиологических технологий – вписывания требований здравоохранительного характера в учебный процесс. Это связано с проектированием учебных режимов, исходящих из возможностей отдельных групп детей, со-организацией деятельности специалистов. Возможная форма такой со-организации - создание внутришкольной комиссии по здоровьесберегающей деятельности: медики, психологи, педагоги, попечительский совет.

 3. Модель здоровой и дружественной школы требует регулярного проведения диагностики здоровья детей и состояния среды:

  • медико-физиологического мониторинга (диагностики состояния здоровья детей), в том числе как средства их включения в понимание ситуации с собственным здоровьем и организации своего образа жизни, противодействия факторам риска;
  • социального мониторинга, с последующей объективацией данных, обеспечением представленности их  в общественном сознании.

4. Применение социокультурных технологий организационного развития, включающих совместное проектирование и изменение школьной среды в режиме соуправления членами детско-взрослой образовательной общности (дети, педагоги, администрация, родители, специалисты) на основе объективных данных мониторингов, позволяющих определять возможные направления изменений форм организации жизнедеятельности детей и взрослых в данной школе, а также посредством формулирования параметров здоровой и дружественной среды школы, значимых для детей, родителей, педагогического состава и исходящих из их интересов.Включение детей, родителей и педагогов в анализ и перепроектирование среды школы возможно через участие в работе школьного совета самоуправления, запуска тематических циклов проектных и исследовательских работ, через специально организованное обсуждение и другие формы.

В силу влияния множества средовых и социальных факторов на здоровье детей (достаточно вспомнить агрессивную по отношению к ценностям здоровьесбережения алкогольную и табачную рекламу в СМИ) деятельность, ограниченная рамками школы, является недостаточной для решения проблемы детского здоровья.

 Комплексный подход к здоровью предполагает создание территориальной инфраструктуры здорового детства, включающей деятельностное взаимодействие ведомств, имеющих отношение к здоровью детей, и органов власти. Поэтому важной перспективной задачей является развитие сетевого взаимодействия с ведомствами, имеющими отношение к здоровью детей, властью, участие школы в создании инфраструктуры детского здоровья на муниципальной территории.

Интегративный подход к здоровью в Здоровой и дружественной Школе связан с сочетанием медицинских, образовательных и административно-управленческих форм работы, базирующихся на медицинских и образовательных технологиях, здоровых средах, формировании уклада на основе мониторинговых программ и межведомственном взаимодействии в единой системе здоровой школы на муниципальной территории.

 

Специфика и задачи социального мониторинга  в рамках проекта развития уклада

 

Обязательным условием развития уклада здоровой и дружественной школы будущего является внедрение мониторинговых технологий, понимаемых не как чисто исследовательские процедуры, а как социотехнические средства, применяемые в целях объективирования ситуации и последующей работы с ней. Мониторинг, проводимый по комплексу показателей, понятных и существенных для всех социальных и профессиональных позиций, представленных  в школе, играет роль средства согласования видения проблем и их решений.

Данные мониторинга и выявленные с их помощью проблемы позволяют координировать совместные усилия коллектива школы в направлении желаемого развития ее уклада, например – в школьном здравостроительстве. Такие воспроизводящиеся исследовательские процедуры применяются в целях изменения уклада школы как организации и как социальной среды развития ребенка. Именно с этой точки зрения необходимо оценивать и эффективность, и потенциал данного вида мониторинга. Проведение мониторинга должно стать обязательным первоначальным шагом при планировании развития уклада школы как «здоровой и дружественной». Мониторинг носит комплексный характер (может включать в себя разнопредметные параметры), должен проводиться по показателям, значимым для участников образовательного процесса, должен давать возможность строить согласованное видение и планировать совместную деятельность. Конкретные школы могут формировать собственный, важный для них набор параметров, отражающий тип самоопределения и интересов школьного сообщества.

Регулярное проведение мониторинга позволит инициировать и поддерживать устойчивый деятельностный цикл, ведущий к постепенному формированию здоровой и дружественной среды в школе.

Таким образом, использование комплексного мониторинга позволяет со-организовать разнопредметный коллектив, объективировать состояние среды, начать формировать уклад по выявленным значимым параметрам и вовлечь детей в процесс осознания и проектирования здоровой и дружественной среды в школе. В такой интерпретации социомониторинг может стать одним из важных средств развития содержания образования и новых образовательных  технологий (проектирования, исследования и т.д.), поскольку создает возможность включения детей в реализацию и обсуждение полученных результатов, выработку педагогом средств собственной деятельности, адекватных уникальной ситуации конкретных детей, урока, пр., позволяет реализовывать метод сценирования (в отличие от алгоритмической реализации учебного плана и программы).

 

Итак, с прикладной точки зрения социомониторинг представляет собой комплекс мер, направленных на:

  • выявление существенных в рамках проблемы развития школьного уклада параметров среды;
  • проведение по ним регулярных социологических замеров текущего состояния среды;
  • организацию информационных компаний по предъявлению результатов всем заинтересованным группам (педагогический коллектив и администрация, родительская общественность, детский коллектив, внешние организации и пр.).

Основное назначение мониторинга - объективация состояния среды в школе, фокусирование общественного сознания на имеющихся проблемах, получение необходимого материала для совместного проектирования среды и вовлечение всех заинтересованных групп в процесс формирования дружественной и здоровой среды в школе.

 Социальный мониторинг как средство диагностики среды школы.  Модель риск-анализа.

В рамках исследовательской деятельности по созданию мониторинговых программ в целях развития уклада здоровой и дружественной школы была разработана Концепция социального мониторинга как средства диагностики среды школы, основанная на использовании  модельных представлений о риск-анализе.

1.3.1 Постановка проблемы

 Для сообщества представителей гуманитарных дисциплин и для практиков, работающих в разных предметных сферах, утверждение о том, что до начала крупномасштабной деятельности необходимо провести социологическое исследование,  уже стало некоторым «общим местом». К сожалению, эта характеристика распространяется и на качество самих исследований, которые в большинстве случаев банальны. Их основное назначение – подтвердить количественно, то, что уже и так является очевидным. Эта ситуация  в первую очередь предопределена тем аппаратом, который используется при создании подобных исследований. Он направлен на статистическую «регистрацию мнений», и тем самым напоминает ситуацию выборов, устанавливая «распределение голосов». Прогностические возможности данного метода оставляют желать лучшего.

В контексте создания «дружественных сред» и уклада Школы будущего, во многом моделирующих желаемое общественное будущее, первоочередной задачей для исследователя выступает не только выявление уже имеющейся ситуации, но и определение  предрасположенности и готовности разных участников ситуации к тому или иному развитию событий.

Основной  недостаток типового  социологического  исследования  (в  том  числе - его распространенной практикообразной формы изучения потребностей - "needs assessment") заключается в том, что с его помощью можно определить уже проявленные, ставшие очевидными процессы в ситуации. В то время как, создавая профилактические программы, программы развития уклада, ориентированные на «еще не созданное будущее», необходимо работать не с последствиями уже возникшей  ситуации, а с  формированием новой ситуации, работать с тенденциями, которые могут и не быть представлены внешне заметным образом для коллективного сознания. Существующие западные аналоги подобной процедуры («needs assessment”) обладают еще одним существенным недостатком. Основным приемом «needs assessment» является задавание прямых вопросов «в лоб», что исходит из предпосылки об осознанном, обоснованном характере потребностей и нужд, прямого выбора из имеющихся наборов вариантов, возможности их сервисного учета.

Для российского менталитета требуется создание такого исследовательского аппарата, который позволял бы работать с изначально приватной, «скрытой» проблематикой, каковой является образ жизни. В наших условиях требуется адаптация инструментария.

Таким образом, подготовка программ развития уклада, программ профилактики нуждается в исследовании, но определенным образом оснащенном. За ним должна стоять модель, позволяющая строить прогнозы развития ситуации при реализации тех или иных мер.

            Модель риск-анализа.

Речь идет о создании модели риск-анализа. Его объектом, в частности, по отношению к профилактическим программам, является выявление факторов и меры риска и поиск доступных объектов влияния, связанных с образом жизни, укладом интересующей выборки, сложившейся в ней структурой сознания и поведения.

Исследование в данном случае должно включать регистрацию двух типов реакций респондентов:

  • инвентаризация осознанных и явно проговариваемых проблем и потребностей, из которых следуют непосредственные административно - организационные выводы в рамках имеющихся форм деятельности или уже проводимых социальных  программ; в частности, в анкетах в открытой форме предлагается
    отнестись к существующим формам организации среды (например, системе питания, реализации потребности физической активности и т.д.);
  • собственно социальный маркетинг, проведение которого становится возможным за счет создания системы косвенных вопросов, позволяющих выявить слой проблем, не требующих от респондентов актуального осознания и адекватного формулирования. В этом плане проблемы и потребности носят объективный, независимый от декларируемого мнения респондентов, характер.

Социомониторинг позволяет обнаруживать те открытые участки сознания, где бы образование могло реализовывать свою ориентирующую функцию, в частности, помогать уточнить вектор личностного самоопределения.

Постановка исследовательских задач такого типа требует исследования различных выборок и изощренного статистического анализа. Методически это достижимо за счет создания системы косвенных вопросов, пересчетных шкал и т.д., позволяющих  выявить скрытые тенденции,   имеющиеся риски и угрозы.

Исследовательская модель «риск-анализа» будет реализована в данном проекте.

 

 Разработка инструментария и проведение социального мониторинга

 Разработка диагностического инструментария  мониторинга  среды здоровьесбережения в школе

 

Целью социомониторинга здоровьесбережения является определение существующей практики и потребностей школьников, их родителей, учителей и административных звеньев медицинского и образовательного профиля в сфере здоровья и социальной безопасности подростков с последующим учетом этих данных при разработке конкретного проекта развития уклада  здоровой и дружественной школы.

Проведение социомониторинга должно стать обязательным первоначальным шагом при планировании программ укрепления и развития здоровья в школе, развития уклада с учетом ценности здоровья. Мониторинг позволяет выяснить отношение школьников, родителей, учителей, администрации к различным аспектам профилактики и укрепления здоровья, объективно подать информацию, а также вовремя провести коррекцию программы «Здоровая и дружественная школа» в соответствии с интересами и потребностями разных групп, с учетом их готовности к изменениям школьного уклада.

Социомониторинг среды здоровьесбережения в школе предполагает последующее проведение специальной работы по объективации результатов – информационной кампании по представлению данных текущего состояния среды здоровьесбережения. Она, с одной стороны, концентрирует общественное внимание на ключевых параметрах среды школы, а с другой стороны – включают в себя мотивирующий фактор и проекты возможных действий. В итоге предполагается  увеличение степени готовности к действию по изменению ситуации со здоровьем в школе у всех категорий участников образовательного процесса, представленных в образовательном учреждении.

В соответствии с этими целями разрабатываемые анкеты должны соответствовать дополнительным требованиям.

1) Параметры, заложенные в состав информационных блоков, являются тематически доступными для оперирования и организации деятельности по решению проблем, выявленных в сфере их локализации, и представляют собой вероятные направления изменения школьного уклада.

2) При разработке инструментария социомониторинга предусматривается  возможность участия школьников в анализе результатов исследования с целью последующего использования данных при проектировании учащимися социального действия по изменению ситуации.

3) Мониторинг среды здоровьесбережения направлен на выявление и постановку общих проблем здоровьесбережения в школе и должен предусматривать (и стимулировать) собственную исследовательскую активность учащихся посредством обозначения зон возможных исследовательских проектов учащихся, направленных на дополнительное и подробное изучение частных проблем и вопросов.

4) Исследование среды здоровьесбережения в школе строится на основе  использования метода «риск-анализа». Одна из проблем, стоящих перед исследованием в рамках проекта развития здоровьесбережения – вопрос о том, что необходимо делать с коллективным сознанием, какие найти (вводить) ориентиры, обеспечивающие адекватное и безопасное поведение детей в ситуации наличия в среде вне школы объективно угрожающих факторов (агрессивная реклама в СМИ, множественность влияний вне ценностей здорового образа жизни, отсутствие информационных фильтров для детей).

 Эти вопросы наиболее актуально звучат в залоге образовательных программ, как организованной практики работы с сознанием детей и подростков, а также в залоге организации школьной среды, развития уклада школы.

Объектом риск-анализа в данном контексте выступает соотнесение следующих  параметров.

а) Представления о здоровье и здоровом образе жизни, фигурирующие в коллективном сознании. Соответствие распространенным стереотипам сознания.

б) Выявление группы риска по нескольким объективным параметрам (зависимости, социальные показатели, пр.).

в) Соотнесенность с индивидуальной ситуацией, действием (в плане оценки степени  вероятности  опасностей, связанных с факторами риска, по отношению к себе лично, направленность вектора  действия)

г) Возможности индивидуального действия (включающего информированность, наличие потенциального «помощника-партнера», адекватность направленности вектора действия, степень доверия/недоверия к потенциальным субъектам, пр.)

д) Каналы коммуникации. Темы и отношения к ним. Открытые/закрытые темы. Отношение к коммуниканту. Субъекты коммуникации и тип содержания, который они несут на себе.

е) Социальная обеспеченность решения проблемы (наличие субъектов, могущих оказать реальную помощь в решении проблемы).

 

5) Отдельным методическим моментом является необходимость учета позиции родителей и учителей при исследовании ситуации подростков. Это связано с тем, что подростки занимают промежуточную социальную позицию, сильно зависимую от взрослых. Это имеет отношение и к структурированию их времени, и свободе действий (на некоторые вещи взрослые в состоянии наложить запрет), и к воспитательному влиянию (точка зрения, в частности, родителей, является, как правило, авторитетной). Соответственно, оказалось целесообразным использовать специальный тип анализа: полипозиционный анализ, целью которого является сопоставление результатов по разным выборкам, позиционно и функционально связанным в реальной жизни. Он позволяет комплексно взглянуть на ситуацию и выявить в ней некоторые общие тенденции.

            Структура анкет социомониторинга среды здоровьесбережения школы содержит следующие основные блоки.

1. Диагностика вектора самоопределения:

а) как происходит становление самоопределенческого вектора;

б) какова имеющаяся возрастная динамика;

в) кто или что определяет основную направленность:

  • семья,
  • педагогическое и школьное окружение,
  • воспитательная концепция школы,

 

2. Исследование  степени готовности школьной среды к инновационным изменениям:

а) позиция по отношению к возможным изменениям;

б) готовность личного участия разных категорий опрашиваемых;

в) характер возможного участия.

 

3.Определение имеющихся потребностей, и ожиданий, изучение ситуации «заказа» со стороны разных пользователей и участников образовательного процесса (родителей, детей, учителей, управленцев, представителей профессиональных  практик).

В структуру разработанной анкеты для школьников, родителей и учителей заложено  несколько информационных блоков, связанных с  отношением к различным аспектам здоровья и организации школьного уклада  и для оценки:

  • состояния здоровья и отношения к здоровью подростков, их родителей и учителей;
  • организации физической (пространственной)  среды школы;
  • организации школьного питания;
  • степени доверительности среды общения,
  • организации физической активности школьников;
  • факторов  риска (с акцентом на курение и  алкоголь).

Разработка анкет  мониторинга здоровьесбережения.

В соответствии с базовой (модельной) структурой анкеты по изучению среды здоровьесбережения были разработаны анкеты мониторинга, включающие заложенные в модель блоки. 

На основе проведенных в школах глубинных интервью были выявлены специфические особенности школ, связанные с типом самоопределения по отношению к желаемым направлениями развития и актуальными проблемами в области здоровья. Наиболее проблемные сферы, а также направления, по которым проектная деятельность с участием учащихся представлялась как более вероятная, подробнее прорабатывались в анкете. Все это позволило уточнить некоторые параметры анкет и внести изменения, добавив или исключив ряд первоначально выделенных блоков, изменив степень подробности и форму проработки разных тем.

Так, по согласованию со школами более подробно был разработан блок, направленный на изучение подверженности зависимостям. Для того чтобы наиболее объективно и полно оценить существующую в подростковой среде ситуацию с распространенностью таких факторов риска, как курение и прием алкоголя, необходимо было избегать прямых вопросов, требующих однозначных ответов, поскольку это, как правило, снижает вероятность правдивости ответов, особенно в детской популяции. С этой целью были разработаны и включены в анкеты вопросы, содержащие высказывания, касающиеся курения и приема алкоголя, и предложено оценить их верность. Часть утверждений позволяет установить степень распространенности таких факторов риска, как курение и употребление алкоголя подростками, другая часть – выявить существующие в популяции заблуждения и «мифы» относительно курения и алкоголя. Это, в свою очередь, укажет направления усилий по минимизации вышеназванных вредных привычек и зависимостей в подростковой среде. Сравнение с результатами, полученными при опросе родителей и учителей, позволит приблизиться к пониманию источников этих заблуждений и мифов и, соответственно, оптимизировать направленность усилий по укреплению здоровья школьников.

В соответствии с базовой моделью были также разработаны и уточнены формы анкет для разных категорий участников образовательного процесса и, соответственно,  опроса:

1)учащихся 5 – 7 классов;

2) учащихся 8 – 9 классов;

3) учеников 10-11классов;

4) родителей учащихся 5 – 7 классов;

5) родителей учеников 8 – 11 классов;

6) сотрудников школы: учителей, администрации, специалистов школы.

Опрос проводится анонимно, путем самозаполнения анкет.

Произведен предварительный анализ открытых вопросов и оценка эффективности и формы задаваемых вопросов. В соответствии с  результатами предварительного анализа 5% анкет была проведена  коррекция формы анкет для разных категорий респондентов.

Последующая корректировка анкет (параметров и формулировок) с целью разработки типового мониторинга будет проводиться по результатам пилотажного опроса.