Наша позиция
Наши проекты
Наши издания
Библиотека
Видеотека
Наши издания
НИИ ИННОВАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПУШКИНСКИЙ ИНСТИТУТ»
КАТАЛОГ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СЕРИЯ «МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ПЕДАГОГИКА»
Громыко Ю.В. Мыследеятельность: курс лекций. – В 3-х книгах. – М.: Пушкинский институт.
Как область знаний, «Теория мыследеятельности» и системомыследеятельностный подход охватывают огромный пласт проблем, связанных, в первую очередь, с образованием, поскольку сейчас, как никогда, актуален вопрос о том, можно ли научить школьника, студента и вообще кого-либо логически правильно мыслить и действовать. Курс лекций доктора психологических наук, Президента Московской академии развития образования и культуры Ю.В Громыко представляет собой попытку, с одной стороны, донести до слушателей всю важность и сложность проблемы формирования нового содержания образования, а с другой стороны – показать, как на основе системомыследеятельностного подхода возникают новые технологии школьного обучения, практических типов действия.
Книги предназначены для учителей школ, гимназий, преподавателей колледжей, а также ученых-философов, психологов, студентов и аспирантов философских и психологических факультетов университетов, педагогических вузов, интересующихся проблемами развития мыслящей личности, ее способностей в условиях огромных потоков информации и быстро меняющихся ситуаций в жизни России и всего мира.
Книга 1. Введение в теорию мышления и деятельности. – М.: Пушкинский институт.– 480 с, ил. 60×90 1/16, 1 кр.
Первая книга представляет собой исследование зарождения и развития учения о мышлении и знакомит читателя с философско-историческим подходом к проблеме мышления. Она состоит из двух частей: «Основы категориального анализа» и «Учение о понятии. Основы понятийного анализа». В первой части дается представление об основных категориях, начиная от Платона и Аристотеля до Гегеля и философии наших дней. Показаны способы категориального анализа на примере текстов школьных учебников. Во второй части развернуты представления о понятиях, взаимодействии понятий и категорий в процессе мышления, а также некоторые приемы понятийно-категориального анализа на примерах В.В. Давыдова и Г.П. Щедровицкого. Автор намечает линии дальнейшего развития системомыследеятельностного подхода.
Книга 2. Введение в методологию. – М.: Пушкинский институт. – 480 с., ил. 60×90 1/16, 1 кр.
Вторая книга представляет собой проблемное изложение основ системомыследеятельностного подхода в методологии. Она состоит из трех частей. В первой части – «Методология деятельности» – дается представление о том, что такое методология, развертывается понятие деятельности как предельной онтологии, показано отличие рефлексии в методологии от рефлексии в мышлении, приведен пример системно-структурного анализа процесса деятельности. Все позиции рассматриваются в аспекте учебной деятельности. Во второй части – «Методология мышления» – развернуты представления о методологическом мышлении как общественном и независимом пути к развитию человечества. Дается понятие метода. Показаны соотношения знания, мышления и искусства, при этом особое внимание уделено проблеме знаков (семиотике) в мышлении. Автор показывает отличие мышления от теории мышления и развертывает схему методологического мышления, которое считает особой способностью. Показаны соотношение мышления и моделей познания, а также связь мышления с культурой как основой деятельности. В третьей части – «Проблемы системомыследеятельностной (СМД) методологии» – даны основные проблемы СМД-методологии: понятие методологической ситуации, ее структуры; роль категориальных форм и категорий; переход от категорий к подходу как основа развития методологии; развитие системы практик с позиции СМД-подхода. Показаны принципы организации методологической работы в системе Г.П. Щедровицкого.
Книга 3. Онтологии нового времени: Пособие для учителей. – М.: Пушкинский институт. – 320 с., ил. 60×90 1/16, 1 кр.
В исследовании представлено концептуальное развитие и применение на практике системомыследеятельностного подхода.
Третья книга представляет собой методологическое исследование зарождения и развития научного мировоззрения на примерах деятельности мыслителей Нового времени – Н. Кузанского, Г. Галилея, Р. Декарта, В.Г. Лейбница, И. Канта и И.Г. Фихте. Характеристика взглядов этих философов дана сквозь призму четырех плоскостей мыследеятельностного подхода, что соответствует метапредметам «Знание», «Знак, «Проблема» и «Задача».
В первой части книги – «Особенности онтологического мышления. Понятие методологической культуры» – онтология представлена как система мышления и познания действительности; рассматривается роль личности и самосознания ученого-исследователя в процессе познания. Показано влияние религиозных форм сознания на формирование научных взглядов (Н. Кузанский). Во второй части – «Методология формирования онтологий на примере схем и молей различных научных дисциплин» – развернуты представления о пронципиальных схемах и моделях мышления, стоящих за различными научными дисциплинами (физика, математика, атомистика, астрономия и др.), на примерах взглядов Г. Галилея. В третьей части – «Мыследеятельность как объективная реальность. Бесконечность научного познания мира» – показаны структура и развертывание представления о понятии и иерархии понятий у таких философов, как Р. Декарт, В.Г. Лейбниц, И. Кант, И.Г. Фихте. Раскрыта сущность учения Р. Декарта о методе и деятельности в процессе мышления; показаны два основных типа мышления – дискурсивная дедукция и интуиция, его понятие интеллекта. Развернуты взгляды В.Г. Лейбница на мироздание, показаны его рационализм и вера в бесконечность познания мира и научного поиска истины.
УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ПО МЕТАПРЕДМЕТАМ
Громыко Ю.В. Метапредмет «Знак». Схематизация и построение знаков. Понимание символов / Учебное пособие для учащихся старших классов. – М.: Пушкинский институт. – 288 с. 60×90 1/16, 1 кр.
Учебное пособие «Метапредмет «Знак» предназначено для учащихся старших классов средней общеобразовательной школы, студентов педагогических колледжей, абитуриентов педвузов, учителей и родителей. Данная книга является навигатором в области схематизации, семиотики схем и символологии. Она задаёт представления о том, как можно учиться схематизации, как при этом можно строить и организовывать учебную работу.
Главная цель данного учебного пособия – научить старшеклассников распознавать за знаками, схемами различные идеальные действительности и строить своё собственное отношение к серьёзным проблемам познания, науки, культуры, политики, мотодологии и мировоззрения.
Автор выражает благодарность Ф.М. Мордову, разработавшему словарь конструктивов, и С.П. Усольцеву, предложившему свои графические варианты схем.
Содержание представленных в учебнике материалов и концепций, использующихся как предмет схематизации, не всегда совпадает с точкой зрения автора.
Громыко Н.В. Метапредмет «Знание»: Учебное пособие для учащихся старших классов. – М.: Пушкинский институт. – 544 с. 60×90 1/16, 1 кр.
Учебное пособие «Метапредмет "Знание"» предназначено для старшеклассников, студентов, учителей и родителей, а также представителей гуманитарных и естественно-научных областей знания, методологов науки, философов и т. д. Читатели вводятся в пространство деятельностной эпистемологии, не ограниченное «территориями» отдельных предметов, познают законы, по которым живет всякое знание вообще, и осваивают методы и принципы порождения нового знания и применения уже имеющегося.
Основная цель предлагаемого пособия состоит в обучении школьников некоторым базисным мыслительным способностям — различительной, идеализационной, способности строить понятия и работать с ними, а также способности систематизировать знания.
В книге предлагаются сценарии уроков, демонстрирующие то, как формировать мышление средствами мыследеятельностной эпистемологии на разном предметном материале. Учитель средней школы может воспользоваться этими сценариями и начать осваивать технологию метапредмета «Знание» на собственном предмете.
Н.В. Громыко. Обучение схематизации в школе: Сборник сценариев для проведения уроков и тренингов / Учебно-методическое пособие для учащихся 10–11 классов. – М.: Пушкинский институт, 2005. – 478 с., ил. 60×90 1/16, 4 кр.
Учебно-методическое пособие представляет собой сборник сценариев для проведения уроков и тренингов по схематизации. Схематизация – это особое искусство, связанное с культурой формирования мышления. Введение в искусство схематизации является одним из важнейших способов введения в практику мышления. Главная задача данного пособия - показать, как могут быть сценированы разные учебные ситуации, нацеленные на формирование способности схематизации у старшеклассников и студентов; как в таком случае должна выстраиваться педагогическая стратегия учителя, а также учебная стратегия школьника (или студента), включенного в процесс освоения техник схематизации.
Учебно-методическое пособие «Обучение схематизации» выполнено в логике мыследеятельностного подхода в образовании и является приложением к учебному пособию Громыко Ю.В. «Метапредмет «Знак». Отсюда второе назначение книги – представить особенности преподавания метапредмета «Знак», показать то, как данная метапредметная технология применяется на практике. Перед вами - своеобразный педагогический альбом со схемами и с комментариями к схемам, которые были порождены школьниками и студентами в процессе их обучения.
Пособие предназначено для всех, кто интересуется новейшими подходами в образовании, связанными с формированием мышления - для учителей школ и преподавателей вузов, для старшеклассников и студентов, для их родителей, а также для ученых – философов, психологов, антропологов и т.д.
Громыко Ю.В. Метод В.В. Давыдова / Учебная книга для управленцев и педагогов. – М.: Пушкинский институт. – 416 с. 60×90 1/16, 1 кр.
Книга доктора психологических наук, Президента Московской академии культуры и развития образования Ю.В. Громыко посвящена творческому осмыслению идей выдающегося российского педагога, философа, психолога и методолога XX века Василия Васильевича Давыдова. Автор развивает основные направления, заложенные В.В. Давыдовым в теорию мышления, дидактику, содержание образования, применительно к новым условиям общественно-исторической практики в России. Главная идея книги – показать жизненность и гениальность идей В.В. Давыдова и на их базе добиваться изменения общественно-исторической ситуации в нашей стране путем кардинального переконструирования всей системы образования, в первую очередь школьного.
Книга предназначена для учителей школ, ученых – психологов и философов, студентов и аспирантов педагогических вузов, руководящих работников системы народного образования, а также для всех интересующихся современным состоянием российской педагогической, философской и психологической мысли.
Э.С. Акопова, Л.Н. Алексеева, Э. Кабасси, Е.В. Коновалова. Развитие способности воображения в дошкольном и начальном школьном возрасте: экспериментальная программа для детского сада и начальной школы / Методическое пособие для воспитателей и учителей. – М.: Пушкинский институт. – 352 с., ил. 60×90 1/16, 4 кр.
Книга «Развитие способности воображения» предназначена, главным образом, педагогам, работающим в дошкольных образовательных учреждениях, начальной школе и учреждениях дополнительного образования, но будет также полезна родителям детей от трех до десяти лет.
В книге представлена образовательная программа, направленная на развитие способности воображения у детей дошкольного и начального школьного возраста, изложены теоретические основания этой программы, приводятся сценарии занятии с детьми на самом разном материале: понимание русских народных сказок, обучение живописи по программе итальянской художницы. традиционные занятия по развитию речи, математике, музыке. Интересна эта книга будет и педагогам-психологам, так как содержит диагностические задания для определения уровня развития воображения детей.
Разработка нового содержания образования и развитие интеллектуальных способностей старших школьников. Формирование научности XXI века в образовании. Пособие для учителя. – М.: Пушкинский институт. – 332 с., ил. 60×90 1/16, 1 кр.
Основная задача этой книги – показать, что новые подходы к развитию образования, к созданию новых типов содержания образования напрямую связаны с изменением самого типа научности.
Двигаясь от исследования представлений о механизмах развития человека в процессах образования, от типа антропологической практики, авторы развертывают представление о новых типах научности, тем самым изменяя подходы к деятельности получения знаний.
Когда мы говорим о научности, речь идет о развитии мышления и об определении самостоятельно границ употребления результатов мышления, внедряющегося и вторгающегося в практическую жизнь.
Поэтому личности или коллективу, участвующему в мышлении, необходимо заново определяться и определять законность мышления. Подобная работа с мышлением не есть просто хаос и разрушение всех сложившихся накопленных исторических результатов и культуры. Осуществляя эту задачу, приходится заново определять, что такое культура, история, что такое знание и что такое мышление.
Громыко Ю.В. Педагогические диалоги / История разработки деятельностного образования: Пособие для учителя. – М.: Пушкинский институт. – 416 с. 60×90 1/16, 1 кр.
Опубликованные в книге диалоги и дискуссии посвящены обсуждению первых итогов и истории разработки мыследеятельностного содержания образования для старших классов средней школы (см. Научно-исследовательский проект (НИП): Разработка деятельностного содержания образования на экспериментальной площадке), осуществленного группой под руководством Ю.В. Громыко в течение 1990-1999 гг. Основной смысл разработки связан с созданием образцов деятельностного и системно-мыследеятельностного содержания образования, а также построением новой организации содержания образования – метапредметов.
Книга адресована, в первую очередь, учителям средних общеобразовательных школ, преподавателям колледжей, гимназий и лицеев, а также философам, психологам, руководителям народного образования, студентам и аспирантам педагогических вузов.
Громыко Ю.В. Труд самоопределения в современном мире: Учебная книга для управленцев и педагогов. – М.: Пушкинский институт. – 544 с. 60×90 1/16, 1 кр.
Книга посвящена проблеме самоопределения в современном мире. Первая часть книги раскрывает специфику явления глобализации, роль и место России в тех процессах, которые характерны сегодня для мировой политики, экономики, культуры. Вторая и третья части знакомят читателя с отечественной и западной философскими традициями, являющимися основой для идентификации современного человека в мировом культурном пространстве. Учебная книга адресована управленцам и педагогам, а также всем тем, кто заинтересован в решении вопросов философии, культуры, образования и проблемы самоопределения в социуме.
Громыко Ю.В. Знак: логика и методология: Руководство для управленцев и педагогов. – М.: Пушкинский институт, 2009. – 288 с. 60×90 1/16, 1 кр.
Руководство позволяет читателю ознакомиться с ключевыми позициями метапредмета «Знак». В нем представлены типы мыследеятельностных схем, позволяющие выявить логику развития таких направлений древнегреческой философии, как пифагорейцы, элеаты, атомисты и др.
Обращение к материалу, включенному в руководство, дает педагогам возможность выстраивать образовательный процесс на интегративной основе. Книга позволяет овладеть основами сценирования занятий, объединяющих знания различных учебных дисциплин и выводящих школьников на метапредметный уровень осмысления изучаемого содержания.
Руководство адресовано педагогам, занимающимся экспериментальной и инновационной деятельностью, специалистам управленческого звена, а также широкому кругу читателей, интересующихся особенностями мыследеятельностного подхода в образовании.
СЕРИЯ «ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
«Пушкинское слово»: формирование филологической культуры / Учебная книга. – М.: Пушкинский институт. – 512 с., ил. 60×90 1/16, 1 кр.
Учебно-методическое пособие «Пушкинское слово» обращено к тем, кому небезразличны судьбы русской культуры, литературы и образования. В пособии представлены самые разные позиции и подходы к обновлению содержания филологического образования. Здесь вы сможете познакомиться с философско-методологическими взглядами, литературоведческими подходами и практикой педагогов-экспериментаторов Городской экспериментальной инновационной сети «Пушкинское слово» Московского департамента образования. Их объединяет любовь к слову, верность пушкинским традициям в литературе и ежедневная, ежечасная работа по сохранению и развитию русского языка, русской культуры и литературы.
Авторы пособия ждут откликов читателей, обсуждения своего видения направлений и задач обновления содержания филологического образования и включения педагогической, родительской и детской общественности в сетевые проекты «Пушкинского слова», в Праздник Русского языка Славянской письменности и культуры.
Бурмистрова Л.В. Задачник по русскому языку для 1 класса / Под науч. ред. канд. пед. наук Л.С. Трегубовой. – М.: Пушкинский институт. – 256 с., ил. 70×90 1/16, 4 кр.
Задачник входит в учебно-методический комплект для 1–4 класса «Введение в мир русского языка», разработанный Л.В. Бурмистровой. В задачник включены игры, упражнения, задания, позволяющие первоклассникам в увлекательной форме освоить звуки и буквы русского языка, познакомиться с разнообразными языковыми явлениями. Работа с ним стимулирует интерес ребенка к русскому языку и отечественной культуре, к творчеству в различных жанрах словесности.
Апробация экспериментального учебного пособия, проходившая в образовательных учреждениях г. Москвы, показала его эффективность в развитии лингвистических способностей и формировании грамотности у школьников.
Бурмистрова Л.В. Учебник по русскому языку для 1 класса. Сказочный букварь / Под науч. ред. канд. пед. наук Л.С. Трегубовой. – М.: Пушкинский институт. – 224 с., ил. 70×90 1/16, 4 кр.
Учебник является частью учебно-методического комплекта для 1–4 класса «Введение в мир русского языка», разработанный Л.В. Бурмистровой. Учебник написан в жанре сказки, что позволяет первоклассникам освоить сложные языковые явления в образной форме. Работа с ним стимулирует интерес ребенка к русскому языку и отечественной культуре, к творчеству в различных жанрах словесности.
Апробация экспериментального учебного пособия, проходившая в образовательных учреждениях г. Москвы, показала его эффективность в развитии лингвистических способностей и формировании грамотности у школьников.
Бурмистрова Л.В. Задачник по русскому языку для 2 класса / Под науч. ред. канд. пед. наук Л.С. Трегубовой. – М.: Пушкинский институт. – 192 с., ил. 70×90 1/16, 4 кр.
Задачник является продолжением учебно-методического комплекта для 1–4 класса «Введение в мир русского языка», разработанный Л.В. Бурмистровой. В задачник включены игры, упражнения, задания, позволяющие школьникам в увлекательной форме познакомиться с различными языковыми явлениями. Работа с ним стимулирует интерес ребенка к русскому языку и отечественной культуре, к творчеству в различных жанрах словесности.
Апробация экспериментального учебного пособия, проходившая в образовательных учреждениях г. Москвы, показала его эффективность в развитии лингвистических способностей и формировании грамотности у школьников.
Бурмистрова Л.В. Учебник по русскому языку для 2 класса. Чудесная Страна Русского Языка / Под науч. ред. канд. пед. наук Л.С. Трегубовой. – М.: Пушкинский институт. – 224 с. 70×90 1/16, 4 кр.
Учебник является продолжением учебно-методического комплекта для 1–4 класса «Введение в мир русского языка», разработанный Л.В. Бурмистровой. Учебник написан в жанре сказки, что позволяет школьникам освоить сложные языковые явления в образной форме. Работа с ним стимулирует интерес ребенка к русскому языку и отечественной культуре, к творчеству в разных жанрах словесности.
Апробация экспериментального учебного пособия, проходившая в образовательных учреждениях г. Москвы, показала его эффективность в развитии лингвистических способностей и формировании грамотности у школьников.
Бурмистрова Л.В., Павловская Л.Н. Учебник-задачник по русскому языку для 3 класса. Тайны русского языка / Под ред. канд. пед. наук Л.С. Трегубовой. – М.: Пушкинский институт. – 336 с., ил. 70×90 1/16, 4 кр.
Учебник-задачник является продолжением учебно-методического комплекта для 1–4 класса «Введение в мир русского языка», разработанного Л.В. Бурмистровой. В учебник-задачник включены упражнения и задания, позволяющие школьникам в увлекательной форме освоить сложные языковые явления, познакомиться с «тайнами» таких разделов языкознания, как «Фонетика», «Графика», «Орфография», «Словообразование», «Фразеология», «Этимология». Работа с учебником-задачником стимулирует интерес детей к русскому языку и отечественной культуре, к творчеству в различных жанрах словесности.
Апробация экспериментального учебного пособия, проходившая в образовательных учреждениях г. Москвы, показала его эффективность в развитии лингвистических способностей и формировании грамотности у школьников.
Бурмистрова Л.В., Павловская Л.Н. Учебник-задачник по русскому языку для 4 класса. Тайны русского языка: морфология, синтаксис / Под ред. канд. пед. наук Л.С. Трегубовой. – М.: Пушкинский институт, 2009. – 368 с., ил. – Серия «Филологическое образование». 70×90 1/16, 4 кр.
Учебник-задачник завершает учебно-методический комплект для 1–4 класса «Введение в мир русского языка», разработанный Л.В. Бурмистровой. В учебник-задачник включены упражнения и задания, позволяющие школьникам в увлекательной форме познакомиться с различными языковыми явлениями, «тайнами» русской морфологии и синтаксиса. Работа с учебником-задачником стимулирует интерес ребенка к русскому языку и отечественной культуре, к творчеству в разных жанрах словесности.
Апробация экспериментального учебного пособия, проходившая в образовательных учреждениях г. Москвы, показала его эффективность в развитии лингвистических способностей и формировании грамотности школьников.
Бурмистрова Л.В., Трегубова Л.С. Введение в мир русского языка: Методическое руководство. – М.: Пушкинский институт. – 488 с., ил. 60×90 1/16, 1 кр.
Методическое руководство является заключительной частью учебно-методического комплекта для 1–4 класса «Введение в мир русского языка», разработанного Л.В. Бурмистровой. Работа с данным учебно-методическим комплектом позволяет школьникам в увлекательной форме освоить сложные языковые явления, стимулирует интерес ребенка к русскому языку и отечественной культуре, к творчеству в различных жанрах словесности. Предлагаемый в учебно-методическом комплекте материал может использоваться на уроках русского языка не только в начальной школе, но и в среднем звене обучения. Апробация экспериментального учебно-методического комплекта, проходившая в различных образовательных учреждениях г. Москвы, показала его эффективность в развитии лингвистических способностей и формировании грамотности у школьников. В методическое руководство включены сценарии уроков обучения грамоте, разработки уроков русского языка, а также методические рекомендации, раскрывающие авторские методы и приемы обучения младших школьников русскому языку. Как одна из форм контроля знаний учащихся предлагаются уроки-олимпиады. Методическое руководство адресовано учителям начальных классов.
Ассуирова Л.В. Риторизация: введение элементов риторики в преподавание русского языка / Интегративный учебник для 5–6 кл. – М.: Пушкинский институт, 2005. – 288 с., ил. – Серия «Филологическое образование». 70×90 1/16, 2 кр.
Интегративный учебник по риторизации для учащихся 5–6-х классов доктора педагогических наук Л.В. Ассуировой основан на методике, позволяющей без отрыва от программы и текущей темы урока стимулировать детей к созданию речевого высказывания не только в учебно-научном стиле, как это традиционно принято, но и в других стилях, в том числе художественном и публицистическом; формировать способность детей к созданию индивидуального, оригинального письменного и устного высказывания; умение видеть адресат, цель и назначение своей речи. В большинстве школ не преподается предмет «риторика», поэтому введение отдельных риторических приемов работы, эффективных и интересных, позволит решить проблему формирования речевых и коммуникативных способностей у детей.
Учебник состоит из четырех разделов: Раздел 1 – «Риторические приемы». Раздел содержит инструментарий, способствующий развитию речи ребенка, и включает в себя практический материал, который учитель может использовать на любом уроке при изучении лингвистической темы.
Раздел 2 посвящен основным риторическим категориям – топосам. Эти структурно-смысловые модели показывают путь «от мысли к слову». Необязательно вводить термины, затрудняющие восприятие учащихся, но очень важно формировать у них умение пользоваться данными моделями, видеть их, оперировать ими при развитии мысли.
Ассуирова Л.В. Риторизация: введение элементов риторики в преподавание русского языка / Интегративный учебник для 7–8-х кл. – М.: Пушкинский институт, 2007. – 320 с., ил. – Серия «Филологическое образование». 70×90 1/16, 2 кр.
Учебное пособие «Риторизация: введение элементов риторики в преподавание русского языка» для 7-8-х классов является продолжением учебника для 5-6-х классов. Оно развивает на теоретическом и на практическом уровне те идеи, тот материал, которые составляют основу технологии риторизации.
Данное учебное пособие, помимо традиционных разделов, содержит новые – «Знакомство с речевым жанром» и «Аргументирующая речь».
Систематическое введение элементов риторики в уроки русского языка позволит разнообразить ход урока, повысить интерес детей к изучению русского языка и побудить их к творчеству.
Ассуирова Л.В. Речевой задачник / Интегративное учебное пособие по русскому языку и окружающему миру для учащихся 1–4-х классов. – М.: Пушкинский институт. – 368 с., ил. 70×100 1/16, 4 кр.
Учебное пособие предназначено для исследования важной образовательной задачи – формирования речевых способностей детей, которая решается в рамках новой педагогической технологии – риторизации, система приемов и методов которой и представлена на страницах пособия. Технология риторизации предполагает такое выстраивание базового курса, при котором дети получают возможность создавать речевое высказывание на каждом уроке, тем самым формируя коммуникативные способности и развивая фантазию и воображение. Большинство заданий способствует повышению мотивации младших школьников к изучению русского языка и окружающего мира за счет введения игровых, поисковых, проблемных заданий.
Ассуирова Л.В., Росинская Л.А. Основы речевого мастерства: Интегративное учебное пособие для 5–11-х классов. – М.: Пушкинский институт. – 366 с., ил. 70×90 1/16, 4 кр.
Учебное пособие представляет собой систему заданий, направленную на формирование речевого мастерства школьников. Авторы пособия представили в нем теоретический материал, знакомящий как с основными категориями устной публичной речи и требованиями к ней, так и практические задания, выполнение которых требует применения всех теоретических положений.
Особую ценность представляет отобранный коллективом авторов текстовый материал, разделенный на тематические группы. Это фрагменты речей известных ораторов, философские эссе и рассуждения, исторические и публицистические тексты, художественные зарисовки великих писателей. Представленные тексты относятся к разным стилям и жанрам, что позволяет формировать жанрово-стилистические умения; содержат большое количество средств выразительности и элементы привлечения внимания читателей и слушателей. Тексты выстроены согласно возрастным особенностям детей, могут быть использованы для речевого анализа и в качестве текста ораторского выступления.
Учебное пособие является базовым для становления речевого мастерства учащихся.
Багратион-Мухранели И.Л. Введение в поэтический замысел. (Жизнь и творческая биография А.С. Пушкина) / Учебное пособие. В 2-х книгах. – М.: Пушкинский институт. – 512 с., ил. 70×100 1/16, 2 кр.
Книга «Введение в поэтический замысел» (Жизнь и творческая биография А.С. Пушкина в двух книгах) является учебным пособием по изучению творчества А.С. Пушкина для учащихся 10-11 классов школ с углублённым изучением предметов гуманитарного цикла, а также может служить источником материалов для преподавателей русской литературы. В основе повествования о творческой биографии Пушкина - концепция литературоведа А.И. Фейнберга-Самойлова, исследовавшего творчество поэта на уровне глубоких внутренних связей проблематики и мотивов произведений, их взаимодействия и взаимовлияния на протяжении жизни поэта.
Статьи об отдельных произведениях Пушкина, собранные в книге, составляют своеобразную антологию пушкиноведения и призваны дать представление о классической пушкинистике, познакомить с работой учёных XIX-XX веков, чей вклад в изучение творчества и биографии Пушкина носит фундаментальный характер.
Бачурина И.Е. Слово как ключ к образу: Интегративное учебное пособие для учащихся 9–11-х классов и педагогов. – М.: Пушкинский институт. – 288 с., ил. 60×90 1/16, 4 кр.
Интегративное учебное пособие предназначено для преподавателей литературы и МХК, а также учащихся 9–11-х классов.
В нем представлена экспериментально разработанная авторская методика преподавания предмета МХК, в которой роль слова является определяющей в процессе осмысления невербального образного ряда. Опираясь на наличие глубинных созвучий в различных сферах культуры, автор уделяет особое место филологическому аспекту, предлагая возможные пути одновременного осмысления произведений вербального и визуального характера, чтобы максимально расширить представление об их содержании.
Пособие призвано ответить на вопрос, каким образом искусство слова может быть надежным помощником в процессе постижения пластических искусств, и показать, что благодаря слову можно проникнуть в самое сердце живописи, скульптуры или архитектуры, избегая при этом поверхностного суждения о них.
ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА БУДУЩЕГО»
Московская Школа будущего: Альбом // Сост. И общ. Ред. Л.В. Голубцова, канд. филол. Наук, директор «Пушкинского института», М.В. Половкова, канд. психол. Наук. – М.: Пушкинский институт. – 360 с. 70×100/16, 4 кр.
Альбом последовательно раскрывает этапы реализации проекта «Школа будущего» в Москве.
Цель Альбома - с одной стороны, показать индивидуальность каждого участника проекта, познакомить с уже сложившимися и формирующимися моделями школ, нестандартными управленческими решениями и научными подходами, с другой - очертить выстраивающийся на их основе образ Школы будущего.
На страницах разделов Альбома представлены Концепция Школы будущего, результаты Конкурса «Строим Школу будущего» и фрагменты общественно-научной экспертизы модулей, заявленных школами-победителями Конкурса, основные направления разработок ВНИКов по Школе будущего, а также позиции ученых, родителей, специалистов управленческого звена образования, учащихся, позволяющие определить горизонты Школы будущего.
Альбом адресован широкому кругу читателей.
Алексеева Л.Н., Ассуирова Л.В. Способы работы с пониманием теста, его анализом и интерпретацией: Учебное пособие для педагогов и учащихся старших классов. – М.: Пушкинский институт. – 400 с. 60×90 1/16, 1 кр.
Предлагаемое учебное пособие направлено на освоение способов работы с пониманием текста, различных техник его анализа и интерпретации.
Первая часть пособия адресована педагогам. Она посвящена анализу теоретических вопросов, связанных с развитием способности понимания. Главы данной части раскрывают особенности понимания как модели и как процесса, его роль и место в системе мыслительной деятельности человека, соотношение понимания и основных типов деятельности. Педагогам будут особенно полезны в практической работе рассматриваемые авторами возможности культивирования понимания в образовательном процессе и способы и техники, позволяющие осуществить данный процесс как в младшей школе, так и в ее среднем и старшем звене. Материал первой части содержит большое количество сценариев занятий, тренингов, а также заданий для организации турнирной (соревновательной) формы развития способности понимания.
Вторая часть учебного пособия предназначена для школьников старших классов. Работая с материалом данной части, учащиеся смогут освоить различные стили речи и речевые жанры, овладеть этапами создания речевого высказывания, искусством применения тропов и фигур речи, научиться создавать тексты различного характера, а также познакомиться с различными способами интерпретации текста. Данная часть включает большое количество заданий и упражнений, построенных на материале произведений отечественной и зарубежной классики, а также современной литературы и публицистики.
В оформлении обложки книги использована репродукция картины М.К. Чюрлёниса «Соната звезд. Аллегро».
Громыко Н.В. Способы обновления знаний. Эпистемотека: Руководство для управленцев и педагогов. – М.: Пушкинский институт. – 184 с., ил. 70×100/16, 1 кр.
Предлагаемое руководство знакомит читателя с основами мыследеятельностной эпистемологии. В нем рассматривается сущность организованности знания, раскрывается специфика процессов его порождения, употребления и трансляции, даются основные схемы мыследеятельностной эпистемологии.
В руководстве представлены прорывные технологии работы со знанием, среди которых - метапредметная технология, технология работы со знанием в пространстве эпистемотеки, технология трансляции теоретического знания в сетевых образовательных структурах (на примере деятельности Школы генеральных конструкторов им. П. Кузнецова).
Руководство адресовано педагогам, специалистам управленческого звена образования, представителям науки и инновационной промышленности, а также широкому кругу родительской общественности.
СЕРИЯ «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКВЫ»
Экспериментальное образовательное пространство города Москвы // Альбом по экспериментальной и инновационной деятельности Департамента образования города Москвы. – М.: Пушкинский институт. – 544 с., ил. 60×90 1/8, 4 кр.
Альбом по экспериментальной и инновационной деятельности в образовательном пространстве города Москвы является первой попыткой полисферного обобщения опыта работы по созданию образования нового поколения. Этот своего рода «мегапроект» задает столичный уровень требований к экспериментальной и инновационной работе, концентрируя результаты инновационной деятельности в образовательных учреждениях Москвы самого разного типа. Кроме того, Альбом объединяет все сферы школьного образования на экспериментальных площадках под знаком разработки нового содержания образования, в основу которого легли принципы деятельностного подхода в образовании. У истоков данного подхода стояли такие выдающиеся российские философы и педагоги, как Г.П. Щедровицкий, В.В. Давыдов, Н.Г. Алексеев.
Особую роль в становлении экспериментального и инновационного пространства образования города Москвы и управления им сыграла руководитель Департамента образования города Москвы Любовь Петровна Кезина.
В Альбоме отражен опыт работы на экспериментальных площадках образовательных учреждений Москвы за последние 10-15 лет.
Структура Альбома состоит из трех частей. Первая часть призвана ввести читателя в проблематику создания и развития нового типа образования. Во второй части показана общая картина столичного экспериментального и инновационного образования, базирующаяся на конкретной деятельности образовательных учреждений самого разного типа – от детских садов до специальных школ, колледжей, гимназий и лицеев. Представляют эти учреждения на страницах Альбома руководители экспериментальных площадок, директора образовательных учреждений, педагоги, воспитатели и даже учащиеся. Третья часть Альбома – это осмысление происходящего инновационного процесса в образовании, разработка направлений дальнейшего расширения сферы экспериментальной деятельности столичного образования – от экспериментальных площадок до массовых школ Москвы и России.
Альбом содержит не только полное представление всех направлений экспериментальной и инновационной деятельности Департамента образования города Москвы, но и конкретную, адресную информацию о лучших образовательных учреждений Москвы, участвующих в экспериментальной работе, - с указанием направлений ведущихся разработок и полученных результатов.
Западный округ – игра на опережение. Руководство для управленцев и педагогов. – М.: Пушкинский институт, 2004 – 352 с., ил. 60×90 1/16, 1 кр.
Данное руководство призвано донести до образовательного и внеобразовательного сообщества города Москвы опыт построения межведомственного сотрудничества в области воспитания и образования. Данное руководство выражает позиции разных ведомств и образовательных учреждений Западного округа по выработки и реализации единой окружной воспитательной программы, а значит, должно выступить прямым руководством к дальнейшему действию для всех субъектов внеобразовательного, образовательного и воспитательного пространства.
Северо-Западный округ – стратегическая инициатива: интеграция науки, промышленности и образования // Под ред. Канд. философ. Н. Громыко Н.В. – М.: Пушкинский институт. – 112 с., ил. 60×90 1/16, 1 кр.
Предлагаемые материалы посвящены острой проблеме, связанной с созданием общественного богатства на современном этапе развития постреформенной России и способами включения молодежи в этот процесс. На решение данной проблемы нацелен общеокружной эксперимент, проводимый в Северо-Западном административном округе города Москвы. В качестве пути решения разработчиками экспериментальной программы выдвигается идея необходимости интеграции трех сфер практики - фундаментальной практико-ориентированной науки, экспериментального образования и инновационной «прорывной» промышленности. В основу данного издания положены материалы, описывающие опыт осуществления первого этапа эксперимента, инициированного Управлением образования СЗАО города Москвы.
В качестве руководства к действию сборник предназначен для всех субъектов образовательного и внеобразовательного пространства – для представителей промышленности, бизнеса, науки, государственных органов власти.
Проектные и исследовательские методы в московском образовании: опыт работы городских сетевых экспериментальных площадок // Сост. И общ. Ред. Е.В. Хижнякова. – М.: Пушкинский институт, 2007. – 168 с. 60×90 1/16, 1 кр.
Данный сборник статей обобщает опыт ряда экспериментальных площадок, работающих под руководством специалистов НИИ ИСРОО. Структура сборника включает две части. В первой представлены теоретические работы научных руководителей сетевых экспериментальных площадок по проектным и исследовательским методам в образовании. Во вторую часть вошли статьи педагогов-практиков, посвященные осмыслению технологий и методик организации проектной и исследовательской деятельности в школах и учреждениях дополнительного образования детей.Книга адресуется педагогам, руководителям учреждений образования, методистам, сотрудникам системы повышения квалификации, интересующимся деятельностным содержанием образования и внедрением проектных технологий в широкую образовательную практику.
Ученическое проектирование и деятельностное содержание образования – стратегическое направление развития образования: Практическое руководство («философско-методологические рекомендации») // Сост. С.И. Краснов, Р.Г. Каменский, А.В. Гуревич. Под науч. ред. Е.В. Хижняковой. – М.: Пушкинский институт. – 152 с. 60×90 1/16, 1 кр.
Данное практическое руководство («философско-методологические рекомендации») создано группой авторов под руководством специалистов НИИ ИСРОО. Руководство знакомит новаторски мыслящих педагогов с теоретическими основами, на которых базируется идея о необходимости введения проектной деятельности в образование, показывает возможности проектных технологий как образовательного инструмента на разных этапах образовательного процесса – от начальных классов и даже детского сада до выпускных классов средней школы. В руководстве обсуждаются разные виды проектов, в том числе – новые направления, такие, как семейное проектирование или проекты в области социальной информатики. Авторы показывают роль учителя в ученическом проектировании, исходя из теоретических и практических позиций, демонстрируя многочисленные примеры уже осуществленных в рамках экспериментальных площадок детских и детско-взрослых проектов. В руководстве приведены некоторые результаты анализа процесса внедрения проектной деятельности в московское образование. Издание адресовано педагогам, руководителям учреждений образования, методистам, сотрудникам учреждений повышения квалификации, заинтересованным в широком и грамотном внедрении проектных методов в практику образования.
Диагностика образовательной успешности // Под научной редакцией О.И. Глазуновой, Е.Ю. Ивановой. – М.: Пушкинский институт. – 136 с. 60×90 1/16, 1 кр.
Авторы опубликованных в данном сборнике материалов предлагают свой подход к определению образовательной успешности учащихся. В работах дается анализ диагностических методик и результатов диагностики способностей учащихся на основе мыследеятельностного подхода в образовании. В новом ракурсе рассматривается тема формирования компетенции у детей. Авторы задаются вопросом, что определяет образовательную успешность ученика в школе, предлагают версии ответов на него, которые апробировались ими на протяжении нескольких лет. Мыследеятельностный подход к диагностике учащихся предполагает определение важнейших способностей, выделение возрастных этапов и феноменов развития, а также показателей развития компетенций. К мыследеятельностным способностям авторы относят мышление, понимание, рефлексию, коммуникацию, действие. По мнению авторов статей, уровень развития способностей определяет наличие компетенций в предметных областях. Читателям предлагаются конкретные педагогические находки — диагностические методики определения уровня развития способностей. Описывается опыт конструирования диагностических заданий на материале различных предметных областей и для разных возрастов – дошкольного, младшего школьного, среднего и старшего школьного возраста. Данный сборник предназначен для воспитателей, педагогов разных ступеней образования, руководителей и методистов.
Сценарии занятий для детского сада и средней школы (опыт работы городских экспериментальных площадок): Сценарное руководство / Сост. канд. психол. наук, зам. директора НИИ ИСРОО О.И. Глазунова, канд. психол. наук Э.С.Акопова, зав. лабораторией НИИ ИСРОО Е.Ю. Иванова. - М.: Пушкинский институт, 2010.- 256 е., табл., ил. ISBN 978-5-94679-04
В данном. руководстве представлены авторские сценарии педагогов, участвующих в экспериментальной деятельности по мониторингу развития способностей и мыследеятельностному содержанию образования.
В сценарное руководство включены не только работы воспитателей дошкольных групп, учителей, воспитателей групп продленного дня, педагогов-психологои, работающих в русле мыследеятельностного подхода уже несколько лет, но и педагогов-инноваторов, которые недавно начали работу по развитию способностей.
Сценарное руководство адресовано воспитателям детских садов, учителям средних школ, работникам системы дополнительного образования, психологам.
Оно также будет интересно представителям управленческого звена и родителям, широкому кругу общественности.
Инновационный технологический пакет перехода от школы знаний, умений и навыков к школе способностей: Методическое руководство // Под общей ред. О.И. Глазуновой, Е.Ю. Ивановой. – М.: Пушкинский институт. – 200 с. 60×90 1/16, 1 кр.
Предлагаемое вниманию читателя методическое руководство по диагностике способностей разработано в русле методологического и антропологического подходов.
Методическое руководство включает концептцальные основы перехода от школы знаний, умений и навыков к школе развития способностей; инновационный технологический пакет, позволяющий реализовать данный процесс в образовательной практике; комплекс диагностических методик, дающих учителю возможность отслеживать развитие базовых способностей школьников, а также материалы, обобщающие опыт педагогов, апробировавших публикуемые диагностические методики в собственной деятельности.
Методическое руководство адресовано методистам, специалистам управленческого звена, педагогам, занимающимся экспериментальной и инновационной деятельностью, а также широкому кругу заинтересованной педагогической общественности.
Дорога к слову: Сценарно-методическое руководство / Сост. Л.В. Голубцова. – М.: Пушкинский институт. – 240 с. 60×90 1/16, 1 кр.
Сценарно-методическое руководство «Дорога к слову» представляет собой своеобразную форму отчета о работе инновационной сети «Пушкинское слово» в системе школьного образования за период с 2004 по 2007 год включительно. Работа «Пушкинского слова» базируется на принципах мыследеятельностной педагогики, направленной на выявление и развитие способностей детей через творческий процесс, в частности, при создании собственных литературных произведений. Все это способствует непрерывному филологическому образованию школьников и, в конченом счете, повышает их грамотность, улучшает речь, развивает мышление. В руководстве публикуются, в первую очередь, лучшие работы детей, представленные в Историко-литературных конкурсах «Поэзия эпохи», Городских турнирах риторов и Празднике русского языка славянской письменности и культуры. Кроме того, руководство содержит раздел, посвященный Научно-педагогическим конференциям сети, а также раздел, в котором опубликованы сценарии уроков и курсовые работы педагогов, прошедших инновационные семинары «Пушкинского слова».
Руководство адресовано учителям и преподавателям школ, гимназий, лицеев, работникам системы управления образованием, студентам педагогических вузов.
Библиотека в Школе будущего: Сценарно-методическое руководство / Серия «Экспериментальная и инновационная деятельность образовательных учреждений Москвы». – М.: Центр «Школьная книга», 2009. – 128 с. 60×84/8, 1 кр.
Предлагаемое вниманию читателя сценарно-методическое руководство знакомит с опытом работы Городской экспериментальной площадки «Библиотека в Школе будущего». В книге представлены статьи, раскрывающие различные модели школьной библиотеки, разрабатываемые участниками ГЭП, сценарии уроков и внеклассных мероприятий, творческие и исследовательские работы школьников.
Сценарно-методическое руководство адресовано школьным библиотекарям, педагогам, родителям, а также широкому кругу читателей, заинтересованных в развитии школьных библиотек.
Библиотечное пространство новой современной школы: Альбом экспериментальной деятельности / Серия «Экспериментальная и инновационная деятельность образовательных учреждений Москвы». – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 176 с., ил. 60×84/8, 4 кр.
Издание знакомит читателя с этапами развития Городской экспериментальной площадки «Библиотека в Школе будущего».
В нем обобщен инновационный опыт школ-участниц ГЭП, представлены новые технологии, методики и приемы развития и поддержки интереса учащихся к чтению, организации творческой среды на базе школьных библиотек.
Альбом адресован широкому кругу читателей.
«Родной язык, великие звуки!..»: Сборник / Серия «Экспериментальная и инновационная деятельность образовательных учреждений Москвы». – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 240 с.: ил. 60×84/16, 1 кр.
Сборник знакомит с материалами Праздника русского языка Славянской письменности и культуры, который проводится в Москве с 2000 года по инициативе Департамента образования города Москвы и Некоммерческого фонда научно-исследовательских разработок «Пушкинский институт».
В первый раздел вошли лучшие творческие работы школьников, принимавших участие в различных конкурсах Праздника.
Второй раздел включает выступления, прозвучавшие на ежегодной Городской научно-педагогической конференции и затрагивающие актуальные вопросы современного филологического образования.
Сборник адресован широкому кругу читателей.
ДРУГИЕ ИЗДАНИЯ
Антропологические матрицы ХХ века. Л.С. Выготский-П.А.Флоренский. Несостоявшийся диалог. – Приглашение к диалогу/ Составители. Андрюшков А.А., Глазунова О.И., Громыко Ю.В., Олексеенко А.И. – М.: Прогресс-Традиция, 2007. – 664 с., ил. 70×100/16, 1 кр.
Цель книги – дать возможность читателю познакомиться с новейшими направлениями российской гуманитарной и философской антропологии, и в этом смысле издание является своеобразным энциклопедическим наброском, введением в антропологическую проблематику XX и начала XXI в. Большая часть материалов, в том числе, и архивных, публикуется впервые. Концептуальную основу книги составляет идея несостоявшегося диалога двух мыслителей – П.А. Флоренского и Л.С. Выготского и стоящих за ними направлений, а также методологический аппарат антропологических матриц. Особенностью замысла и построения книги является то, что представленные направления даны не изолированно, но в отношении друг к другу и к ключевым традициям российской антропологии, широко представлены материалы дискуссий. Книга адресована широкому кругу читателей, в том числе культурологам, психологам, философам, методологам. Особенно актуальна она для студентов гуманитарных вузов и тех, кто только начинает свой путь к науке.
Громыко Ю.В. Антропология политической идентичности. Самоопределение «рашинз» в глобальном мире. Территориальное развитие, транснациональные русские корпорации и идентичность Russians. – М.: Аркти, 2006. – 400 с. 60×90 1/16, 1 кр.
В книге рассматриваются проблемы противостояния человека и институтов, метаинституциональности и метакультуры.
Значительное внимание уделяется антропологическим матрицам ХХ века, русской антропологии и миссии России как интегратора Евразии.
Кроме того, автор анализирует экономические, политические и промышленные возможности России в деле достижения мирового лидерства.
Отдельная часть посвящена роли оргдеятельностных игр в становлении идентичности человека и антропологической доктрине как основе продвижения России к мировому лидерству.
Громыко Ю.В. ВЕК МЕТА: Современные деятельностные представления о социальной практике и общественном развитии. – М.,2006. – 504 с. 60×90 1/16, 1 кр.
Книга состоит из двух частей. В первой автор рассматривает соотношение мышления и деятельности, различные аспекты мыследеятельности, антропотехники переорганизации и переосвоения мыследеятельностных систем, возможности построения антропных онтологий как новую философскую программу.
Во второй части осуществляется анализ различных областей практики на основе мыследеятельностных представлений.
Громыко Ю.В. Подонки – М., 2004. – 168 с. 60×88 1/16, 1 кр.
Смысл данной книги – показать, что есть сильные, крепкие люди, которые ничего не забыли из того, что происходило с Россией на протяжении последних 100 лет. Они помнят все гениальные Российские проекты и верят, что утраченное, может быть, еще вернется в других поколениях.
Громыко Ю.В. Сценарная паноплия. Сценарий для России: русский путь. Новая повестка дня для президента. – М., 2004. – 400 с. 60×88 1/16, 1 кр.
Данную книгу мы называем сценарной паноплией, поскольку именно с создаваемыми и вводимыми сценариями связываем идею мыслительного сверхоружия, или всеоружия.
Цель этой книги – заставить всех, и самого себя в том числе, осознать, как изменилась внешняя ситуация в мире после иракской войны и что это означает для России.
Возникает специальная задача: определить стратегию и функцию построения эффективного государства.