javplatform
  1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer
купить стабилизатор напряжения однофазный

Наши издания

Цели и направления работы отдела

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Цель образования – формирование человека, способного мыслить и действовать. Предмет осуществляемых в отделе исследований и разработок: методы, средства и условия развития необходимых человеку способностей. Получаемые результаты применяются и апробируются в образовательной практике.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:

• Развитие и диагностика базовых способностей учащихся – мышления, понимания, рефлексии, коммуникации, организации действия и др.

• Детско-взрослые образовательные общности, их складывание, диагностика и экспертиза

• Работа с процессами самоопределения, самоидентификации и развития мировоззрения учащихся старших классов

В рамках этих направлений проводятся исследования и осуществляется разработка методов формирования и диагностики развития способностей. Проводится обучение и сертификация учителей в системе повышения квалификации и на базе ресурсных центров (см. также раздел Работа со школами)

Важным направлением работы Отдела является также разработка программ развития образования – как для отдельного образовательного учреждения, так и для образовательной системы региона, города или городского округа.

Работа со способностями

Ориентация на развитие способностей потребовала разработки новых образовательных технологий, радикально отличающихся от применяемых для формирования знаний, умений и навыков (ЗУН).

Работа со способностью понимания. Если при ориентации на фор¬мирование ЗУН работа ребенка в области понимания состоит в пересказе текста и участии в устном опросе, которое часто превращается просто в угадыва¬ние нужных ответов, то мы исходим из того, что по¬нимание начинается с выдвижения ребенком своей смысловой версии в ответ на исходный текст, добиваемся того, чтобы в работе учащегося реализовалось контекстное понимание и ряд других способов.

Работа со способностью мышления. При ориентации на формирова¬ние ЗУН мышление понимается и организуется учителем как осу¬ществление интеллектуальных операций и воспроизведение знаний. При ори¬ентации на развитие мыслительной способности главным становится: различение между известным, понятным и неизвестным, непонятным при выполнении любого задания; самостоятельная постановка вопроса о том, что нужно узнать в любой учебной ситуации; самостоятельное выдвижение гипотез, выводящих к построению идеального объекта; применение способов идеализации, схематизации, моделирования, техник различения при решении задач и проблем.

Работа со способностью рефлексии в школе, ориентированной на ЗУН, целенаправленно не ведется. Мы рассматриваем рефлексию как важнейшую способность. Ее формирование осуществляется на основе специально сконструированных учебных ситуаций, в которых учащийся обнаруживает недостаточность имеющихся у него способов работы и начинает осознавать их устройство для изменения способа деятельности и выхода из ситуации.

Работа со способностью организации действия. В школе, ориентированной на формирование ЗУН, под действием учащегося, как правило, понимаются те учеб¬ные операции, которые он проделывает на занятиях. В школе, ориентированной на развитие способностей, под действием понимается прохождение учащимся цикла от замысла до его реализации и осуществления рефлексивного анализа полученного результата, способа получения и возникающих последствий). Именно такой цикл соответствует человеческой способности осуществлять действие, поэтому важное значение приобретает самоопределение учащегося и развитие его субъектности.

Работа с детско-взрослыми образовательными общностями

Мы исходим из того, что школа не должна быть только организацией, обеспечивающей учебно-воспитательный процесс; на ее основе должна сложиться детско-взрослая образовательная общность (ДВО), определяемая единством ценностей, образцов жизни и деятельности, наследуемых и передаваемых следующим поколениям традиций. Помимо учителей и учащихся, ДВО включает родителей и других людей, так или иначе оказывающих влияние на школу, участвующих в формировании заказа школе как социальному институту.

Деятельность в этом направлении включает научные разработки и практическую работу – подготовку педагогов, обучение технологиям диагностики и экспертизы и способам работы с ДВО, научное сопровождение школ.

Диагностика и экспертиза ДВО – это:

– определение проблемных точек;

– определение точек роста и развития;

– определение перспективного направления движения школы;

– планирование конкретных шагов изменения школы.

В зависимости от самоопределения школы и её состояния предлагаются те или иные технологии складывания ДВО и работы с ними.

Работа с самоопределением и самоидентификацией

Способность самоопределения, т.е. способность формировать, занимать и отстаивать свою позицию, свободно, продуманно и ответственно строить свой жизненный путь, составляет фундамент зрелой личности. Самоидентификация с тем, что больше и выше индивида, чему он служит, наполняет жизнь смыслом и составляет необходимое условие общественного бытия человека. Последствия идеологического слома и разрушительных для самоидентификации процессов в общественном сознании ставят проблему замены разрушенного на жизнеспособное и вопрос о возможностях образования в решении этой задачи. Поэтому в рамках программы «Школа будущего» было выделено самостоятельное направление работы с процессами самоопределения, самоидентификации, формирования мировоззрения и российской идентичности. В рамках этого направления осуществляются:

– разработка теоретических представлений о процессах самоопределения и самоидентификации у подростков;

– мониторинг этих процессов в московских школах;

– разработка технологий педагогического воздействия на эти процессы.

Результаты исследований и разработок в этом направлении, помимо школ используются во внешкольных формах работы, таких как образовательные экспедиции.