javplatform
  1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer
купить стабилизатор напряжения однофазный

Новый педагогический профессионализм и новые формы квалификации и оплаты педагогического труда

М.В.Половкова

Стратегическая линия развития педагогического профессионализма состоит в усложнении и развитии труда педагога. Педагогу должны быть возвращены условия его интеллектуального творчества – учить детей творчеству не может человек, который сам не осуществляет творческой деятельности.

Основное качество, определяющее педагогический профессионализм – это умение работать с разнообразием – в содержании образования, в индивидуальных характеристиках учащихся, в запросах родителей и т.д. Такой учитель не просто формально выполняет (или как говорят «проходит») кем-то другим сконструированные программы, составляя на их основе учебные планы (или, еще хуже, пользуется готовыми планами-конспектами уроков); он самостоятельно ставит образовательные цели и реализует их, создавать условия для проявления личности каждого ребенка.

Для этого учителю необходимо овладевать системой дидактических и методических средств для программ разного типа, на основе которых он должен построить свою собственную авторскую учебную программу. Такая учебная программа всякий раз создается для конкретных образовательных ситуаций, для членов конкретной детско-взрослой образовательной общности. Затем построенная учителем авторская программа обязательно подвергается экспертной оценке, условия и результаты ее реализации анализируются методистами и антропологами развития ребенка.

Предлагаемое понимание педагогического профессионализма возникло в рамках мыследеятельностной педагогики, целью которой является развитие у учащихся базовых способностей – мышления, понимания, рефлексии, проектного действия. Отдельно перед педагогом ставится задача выращивания личности и личностно организованного сознания. Педагог в этом случае должен владеть не только заданиевой, но также задачной и проблемной формами организации образовательного процесса. Происходит интеллектуализация и повышение технологического качества его труда.

Появление педагога – равноправного автора развивающих программ для отдельного ребенка и группы детей – предполагает включение его в профессиональную команду, состоящую из дидактов, антропологов, представителей фундаментальной науки, инженерно-конструкторских групп, искусства. Основное назначение педагога состоит в понимании того, какие культурные образцы должны быть взяты для освоения ребенком, чтобы обеспечить ему необходимый, востребованный и согласованный с родителями уровень развития способностей.

Работа в многопозиционной команде предполагает, что учитель в своем профессиональном развитии выходит как за рамки одной освоенной дисциплины, так и за узкие рамки ведомственной организации. Первое означает, что профессионализм наращивается в ходе освоения содержания и технологий работы с метапредметами и – как проявление высшего мастерства – дорастает до способности педагога самостоятельно разрабатывать необходимый метапредмет в тесном взаимодействии с другими профессионалами. Второе – что он умеет выстроить практику применения получаемых вместе с учащимися знаний в различных областях человеческой деятельности (детско-взрослые проекты, исследования).

Для достижения требуемого уровня педагогического профессионализма необходим новый, принципиально иной подход к организации и осуществлению профессионального педагогического образования. В его основу должны быть положены глубокие психолого-философско-методологические представления о человеке, о его мышлении, деятельности, сознании. Педагогическая практика студентов должна осуществляться на лучших экспериментальных площадках с их включением в ведущиеся разработки, а основным результатом педагогической практики должно стать умение сценировать учебные ситуации. Навыки же исследовательской и проектной деятельности студенты педвузов могут получать не только в стенах своего вуза, но и в разных научных группах и коллективах, занимающихся перспективными, прорывными разработками.

В дополнение к обычным методам оценки уровень квалификации выпускника вуза может оцениваться на существующих экспериментальных площадках и в ресурсных центрах с участием заказчика, то есть будущего работодателя; результаты такой оценки могут стать приложением к диплому с описанием реально демонстрируемых молодым человеком компетентностей.

Значительные изменения при этом претерпевает и система повышения квалификации, которая приобретает максимально деятельностную основу с упором на рефлексию, на предъявление и анализ образцов деятельности, групповое и индивидуальное сценирование учебных занятий, разработку с участием консультантов курсов под заказ (школы, родителей, под собственный замысел). Режим он-лайн трансляций и полипрофессиональный разбор осуществленного процесса образовательной деятельности с позиций дидакта, антрополога развития, методиста, эпистемотехника, коллег с разных уровней и ступеней образования составляют необходимую среду для непрерывного развития педагогического профессионализма. Записи лучших и уникальных занятий, модулей и курсов делаются общедоступными, и с ними организуется специальная работа.

Педагогическое образование будущего – это не трансляция готового знания, оформленного в виде текста для запоминания, а организация личностного роста и развития способностей.

Для того, чтобы педагог освоил новый для него тип знаний, и должны быть предусмотрены средства и механизмы оплаты, а также способы предъявления освоенных компетентностей.

Первое – это то, с какими ситуациями вообще готов работать педагог. Понимание ситуации в данном случае предполагает выделение и фиксацию таких фрагментов в деятельности педагога, где он видит и ставит педагогическую задачу, готов работать при отсутствии готового решения и понимает социокультурный контекст, в котором ему предстоит действовать.

Способность применять средства педагогической деятельности может демонстрироваться и оцениваться в специально организованных процедурах. При этом сами элементы, которые учитель должен продемонстрировать, известны, есть образцы, описание и норматив оценивания. Таким образом, можно вообще оценить, на что способен педагог в пределе и зафиксировать как его квалификацию, так и область возможного применения. Это и есть классность, получаемая в результате экспериментальной и инновационной деятельности.

В дополнение к этому в образовательном учреждении учитывается, за какие задачи берется тот или иной педагог в зависимости от специфики контингента, образовательного процесса и т.д., то есть какой вклад он может внести в общее дело.

Может отслеживаться и то, насколько регулярно педагог применяет к себе те высокие нормативы, которые он демонстрировал в процедуре экспертного оценивания, и насколько отвечает им его повседневная работа.

Включение педагога в осмысление социокультурной проблематики и в последующую совместную с представителями практикоориентированной науки разработку новых образовательных средств требует и нового подхода к рассмотрению структуры педагогического труда – основания для его квалификации и оплаты.

Базовый педагогический процесс, осуществляемый учителем, может по-прежнему фиксироваться в часах с традиционным начислением заработной платы по сумме их отработки. Второй пласт педагогической деятельности, связанный с осмысленным включением педагога в инновационную деятельность по решению реальной социокультурной проблемы, и, следовательно, с разработкой ранее отсутствовавших образцов практики, должен оплачиваться отдельно.

Признавая острую необходимость в распространении лучших образцов, техник работы учителей в другие коллективы, учреждения, следует считать эту деятельность отличной от первых двух процессов, организуемых педагогом и, естественно, ее также нужно оплачивать отдельно.

Третья часть связана с разработкой и сопровождением личностно проектируемых индивидуальных образовательных программ учащихся.

polovkova

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, мы выделяем три части в структуре заработной платы педагога: базовую, экспериментально-инновационную и тьюторско-наставническую (консультативно-стажировочную). При признании социокультурной значимости задач и проблем, по отношению к которым педагогом создается новая практика работы, размеры оплаты за вторую и третью части могут приравниваться к размеру оплаты за базовый процесс и даже превышать его.

Кроме того, важно понимать, на какую часть бюджета может претендовать образование (конкретные учреждения, коллективы и педагоги), если оно берется за решение задач, финансирование которых осуществляется по другому ведомству – за работу с мигрантами, профилактику наркозависимости, молодежное предпринимательство и т.д.

Мы настаиваем на необходимости отношения к образованию как к социокультурному институту, на важности понимания тех компетентностей, которыми должен овладеть новый педагог, а также условий их формирования, в том числе финансовых, и на том, что эти вопросы должны стать центральным предметом обсуждения политиков, финансистов и профессионального сообщества экспертов.

Должны быть сформулированы требования к педагогу и новому типу педагогического образования – в оппозицию к прозвучавшему намерению закрыть имеющиеся педагогические вузы.

У столицы есть шанс предложить новые формы оплаты социо-культурных функций образования. Оплата труда учителя может строиться в соответствии с ростом компетенций – так, как сегодня оценивают зарплату менеджерам компаний. Очень важно понимать, что если определённой компетентности нет у учителя, она не появится и у ребёнка. На сегодняшний день рост компетенций и способностей может контролировать только система инновационного образования Москвы. С этой точки зрения директор московской школы должен быть обеспечен тремя механизмами контроля и использовать три фонда для оплаты деятельности учителя:

• фонд контроля за аккредитацией школы (выполнение академической учёбной программы),

• инновационный фонд, в котором оценивается рост компетентностей работы учителя, приводящих к росту компетентностей ребенка

• родительский фонд под специальные задачи работы школы и учителей с конкретными детьми.

Инновационный фонд может быть организован только совместно с представителями практико-ориентированной образовательной науки, способными вместе с директором разрабатывать конкретную программу повышения компетентностей учителей при разработке и реализации инновационных учебно-методических систем.

Инновационный фонд должен составлять не менее 30% от общей оплаты труда учителей школы. Механизмы аккредитации оценивают освоение детьми знаний, а механизмы контроля за инновационной работой оценивают рост способностей и компетентностей. Новое содержание образования и новое качество образования – единство знаний и компетентностей.

Откуда должны появиться деньги на новые функции – источники и принципы?

Прежде всего, это деньги государства – на формирование инновационных компетенций, российской идентичности, метакультуры, культуры здоровья, социальную интеграцию, новые профессиональные миры.

В обеспечении ряда функций образования жизненно заинтересован бизнес. Деньги бизнеса должны пойти на формирование соответствующих сфер практики; должен быть принят московский закон, устанавливающий для каждого бизнес-проекта, реализуемого на территории Москвы, требования, от образования, в частности:

• разработку ТЗ на кадровое обеспечение проекта, где описывается требуемая квалификация кадров;

• описание проблем и задач, включаемых в программы средней и высшей школы, в решении которых данный бизнес-проект заинтересован;

• описание ТЗ (и финансирование в добровольном порядке) разработки обучающих игр, связанных с данным бизнес-проектом;

• вложение в инфраструктуру новых направлений образовательной практики (содержательное и финансовое), связанных с тематикой бизнес-проекта; в идеале –организация детско-взрослого производства.

Наконец, в финансировании участвуют деньги родителей – на содержание личных образовательных программ, выходящие за определенную законом сумму финансирования.

Мы исходим из предположения, что деньги идут не только за учеником, но и на заданный объем освоения предметного содержания. Если, условно говоря, 1000 часов математики учитель умудрился уместить в 400 часов, при этом испытания (экстернат) показали, что уровень усвоения хороший и отличный, то учитель должен получить зарплату как за 1000 часов. Освободившееся время учитель и ученики могут использовать для приобретения более ценных для общества и карьеры компетенций, которые можно получить в играх, детско-взрослых производствах, проектах. Средства для сокращения времени освоения традиционного содержания есть уже сегодня.

Эти средства для сокращения времени освоения традиционного содержания и средства для работы в новых форматах и с новым содержанием передаются как инновационные образовательные продукты. Поскольку учитель будет заинтересован в кратном увеличении зарплаты по этой схеме, мы получаем рынок для инновационных образовательных продуктов, позволяющих этого достичь.

Инновационный сегмент системы образования города Москвы накопил значительный задел новых образовательных и воспитательных технологий мирового уровня. Значительный объем технологий готов (или может быть подготовлен в ближайшее время) к инновированию в систему образования города Москвы – в массовую образовательную практику.

Чтобы инициировать процесс инновирования технологий в массовую образовательную практику, требуется создание специальной инфраструктуры:

• система оформления технологических пакетов для трансляции в массовую образовательную практику;

• система передачи новых технологий педагогам;

• подготовленные инструкторы, способные транслировать технологии педагогам;

• система сертификации;

• информационная система учета кадрового потенциала системы образования;

• изменения в системе оплаты труда педагога в зависимости от компетентностного уровня и показателей качества его профессиональной деятельности.

Целесообразно, чтобы предлагаемая инновационная инфраструктура в первую очередь была ориентирована на работу с молодыми людьми, обучающимися в педагогических вузах. Ни для кого не секрет, что качество педагогического образования к сегодняшнему дню резко снизилось. Это связано как с отставанием образовательных программ вузов, так и с самоопределением студентов, не желающих обучаться устаревшим методикам. Включение молодых людей в работу инфраструктуры модернизации поможет решить также и эту проблему.