javplatform
  1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer
купить стабилизатор напряжения однофазный

Наши издания

Пушкинское слово

Городская инновационная сеть по обновлению содержания филологического образования «Пушкинское слово»

1. Общие данные

    Научный руководитель: Л.В.Голубцова; координатор: Л.В.Ассуирова.

    Участниками инновационной сети являются средние общеобразовательные школы всех административных округов г. Москвы: Центрального – №87, №353 им. А.С. Пушкина, №498, №661, №1243, №1262, №1270, Центр образования №1461, Пушкинский лицей №1500, Гимназия №1521, Лицей №1535; Северного – №155, №183, №220, №601, №603, №848, №929, №1029, №1249, №1250, №1287, №1288, №1289, №1296, Центр образования №1419, Центр образования №1487, Гимназия №1570, Гимназия №1583; Северо-Восточного – №1290, №1380, Гимназия №1554; Западного – Центр образования №1467, Школа апостола и евангелиста Иоанна Богослова; Северо-Западного – Гимназия №1549, №1747; Восточного – №2026; Южного – частная школа «Наследник», школа городского подчинения №1314, Православная школа-пансион «Плесково»..

    Время работы по эксперименту: 2 года.

2. Решаемая проблема

    Обновление содержания филологического образования на всех возрастных ступенях, формирование у обучающихся лингвистических, речевых, творческих способностей, способностей понимания текста, необходимых для становления развитой языковой личности.

3. Основные результаты разработок

    Программа непрерывного филологического образования, основанная на принципах непрерывности, преемственности, интегративности, обучения на основе культурно-ценностных образцов.

    В программу входят пять основных модулей. Модуль «Введение в мир русского языка» предназначен для учащихся начальной школы. Модуль «Риторизация» является ведущим в основной школе. Для старшей школы разработаны модули «Аналитическое чтение», «Введение в поэтический замысел», «Интегрированный курс литературы и МХК».

    Создан пакет программ для системы повышения квалификации, в ходе освоения которых педагоги могут освоить содержание названных модулей и технологии их реализации в образовательном процессе.

    Каждый из названных модулей Программы обеспечен пакетом экспериментальных учебных пособий:

  1.  УМК 1–4 «Введение в мир русского языка», разработанных Л.В. Бурмистровой, Л.Н. Павловской, Л.С. Трегубовой, включающий «Учебник по русскому языку для 1 класса», «Задачник по русскому языку для 1 класса», «Учебник по русскому языку для 2 класса», «Задачник по русскому языку для 2 класса», «Учебник-задачник по русскому языку для 3 класса», «Учебник-задачник по русскому языку для 4 класса», а также методическое руководство для учителя «Введение в мир русского языка».
  2.  Комплект учебных пособий по технологии «Риторизация», разработанных Л.В. Ассуировой, в который вошли: интегративное учебное пособие по русскому языку и окружающему миру для учащихся 1–4 классов «Речевой задачник» (Л.В. Ассуирова), Интегративный учебник для 5–6-х и 7–8-х классов «Риторизация: введение элементов риторики в преподавание русского языка» (Л.В. Ассуирова), Интегративное учебное пособие для 5–11-х классов «Основы речевого мастерства» (Л.В. Ассуирова, Л.А. Росинская), интегративный учебник для 9–11-х классов «Риторизация: введение элементов риторики в преподавание предметов гуманитарного цикла» (Л.В. Ассуирова).
  3.  Учебное пособие для старшеклассников «Введение в поэтический замысел. (Жизнь и творческая биография А.С. Пушкина)» в двух книгах (И.Л. Багратион-Мухранели).
  4.  Интегративное учебное пособие для учащихся 9–11-х классов и педагогов «Слово как ключ к образу» (И.Е. Бачурина).

    Ежегодно проводится система турниров, составляющих основу событийного календаря: Праздник русского языка Славянской письменности и культуры, включающих систему конкурсов для учащихся всех возрастных категорий, Городской конкурс по русскому языку «Страна русского языка» для обучающихся в начальной школе, Городской турнир риторов «Дорога к слову» для учащихся основной школы, Городской историко-литературный конкурс «Поэзия эпохи» для учащихся старших классов, Городская учебно-образовательная игра «В мире слов» для учащихся младших классов. В событийный календарь также входит ряд ежегодных детско-взрослых, научно-практических и научно-педагогических конференций, посвященных проблемам межкультурной коммуникации, становления мировоззрения и идентичности современных школьников, проблемам формирования языковой личности в современном обществе.

    С материалами данных разработок можно познакомиться на сайте www.pushinst.org, а также на сайтах школ: http://mitino-1549.narod.ru/, http://1583.ru/, http://www.planetashkol.ru/edu/msk/shkola1270/about/.

4. Область применения разработок

    Разработки активно применяются на всех ступенях школьного образования, а также в системах профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогов.

    Опора на названные учебные пособия и средовые технологии их освоения позволяют обучающимся овладевать не только предметными, но и надпредметными умениями и компетентностями, позволяют развивать базовые и лингвистические, а также творческие способности, что заложено в новом Федеральном образовательном стандарте. Кроме того, средовые технологии и предлагаемые в их рамках типовые задания являются действенным механизмом мониторинга общих и лингвистических способностей учащихся, позволяют выявить наиболее мотивированных и одаренных школьников в области филологического и художественного творчества, обеспечить их дальнейшее развитие.

    Показателями позитивных изменений, связанных с освоением модулей Программы непрерывного филологического образования можно считать ежегодно растущее количество участников конкурсов, турниров, Праздника русского языка Славянской письменности и культуры, а также данные, свидетельствующие о стабильном росте грамотности учащихся, развитии их речевых и лингвистических способностей.